Главная  /  Все материалы 50

#видео наблюдение 7 #детский сад 14 #математика 3 #наблюдение 42 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 3 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Подробнее

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Подробнее

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 1

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Мне захотелось вести дневник наблюдений за поведением моей маленькой дочки после того, как я отучилась на курсе «Основы педагогики Марии Монтессори» в Институте Детства Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. Вернулась домой в Красноярский край и совершенно другими глазами посмотрела на мою Еву и ее двоюродного братика Сашу. И, кроме того, я была переполнена энтузиазмом наблюдать за развитием детей, хотелось поскорее приступить к делу. Я попросила делать комментарий к дневнику Елену Александровну Хилтунен, которая вела многие наши учебные занятия в Питере. И вот что у нас получилось.

#наблюдение #научная педагогика

Подробнее

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 2

Сначала все вместе просто сели играть в мелкие игрушки. Ева предложила новую полюбившуюся игру в «магазин». Сашка сказал, что она будет «продаватель», а он покупатель. Я выдала Еве мелочь, заготовленную для материала – сортировка монет по прозрачным копилкам.

#наблюдение #детский сад

Подробнее

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 3

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Сегодня Ева поняла, что умеет «читать». И поняла, какое это счастье. Мы достали словарик с картинками. На странице «овощи», я показала ей картинку с нарисованной морковью и подпись – «МОРКОВЬ». Она увидела капусту, провела пальчиком по слову и проговорила: «КА-ПУС-ТА». Посмотрела на меня. Я сделала удивленное лицо. Ей было этого достаточно.

#наблюдение #детский сад

Подробнее

Реально представить в 7 лет кровеносную систему человека

Часто говорят: в дошкольном возрасте главное – игра, а в начальной школе познавательная деятельность. Но как различить дидактику того и другого? Настоящие монтессори-учителя чувствуют эту разницу почти на интуитивном уровне.

#наблюдение #школа

Подробнее

Как и что фиксируют в Дневниках наблюдений студенты, изучающие педагогику Монтессори?

Наблюдение – древнейший метод познания, известный с конца XIX века. Он использовался в клинической, педагогической и социальной психологии, определялся как целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Метод научного наблюдения в педагогике использовала итальянка Мария Монтессори в доказательство своих открытий в развитии и становлении детей.

#наблюдение #детский сад

Подробнее

Дети-исследователи жизни

Юлия Ядрихинская

Понимание сути исследовательской работы детей с научными монтессори- пособиями - это значимая внешняя сторона деятельности наставника. Истинный монтессори-учитель проходит долгий путь духовного роста, он учится любви, терпению, сдержанности, смирению, учится быть равным своим ученикам.

#видео наблюдение #детский сад #творчество

Подробнее

Дети считают деньги. Взрослые наблюдают

Юлия Фаусек

«Дети трех лет уже умеют считать до двух или трех, когда поступают в наши школы. Поэтому они с большой легкостью изучают нумерацию, заключающуюся в пересчете предметов. К этой цели ведут самые разнообразные пути, и повседневная жизнь дает множество поводов». М. Монтессори  В умении...

#детский сад #математика

Подробнее

Рождение пинцетного движения у ребенка от 1 года и 3 месяцев до 2 лет и 9 месяцев

Светлана Ручкина

Маняше 1 год и 3 месяца. Я решила помочь ей освоить движение большого и указательного пальцев в прямом (вытянутом) положении на соединении, то есть, большой палец стоит чуть ниже конца фаланги указательного. Это так называемое пинцетное движение.

#наблюдение

Подробнее

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...

Группа авторов

Учиться у детей никогда не поздно. В последнее время мы совершенно забыли эту истину. Нам говорят – чтобы тебя уважали, как педагога, надо накопить денег и пойти на специальные курсы, где лекции читают доктора наук и лучше – иностранные. Главное получить серьезный Диплом. А уж потом идти работать к детям. Но вот вопрос: у каких профессоров педагогики училась, например, Юлия Ивановна Фаусек? Какие у нее были иностранные дипломы? Она отвечает нам на него каждой строчкой своих книжек. Ее главная педагогическая школа – дети, с которыми она ежедневно работала.

#наблюдение #школа

Подробнее

Новый проект Юлии Ядрихинской

Юлия Ядрихинская

Когда расширяются рамки упражнений с классическим материалом Монтессори, ярче и точнее становятся наблюдения жизни детей, работающих в новой парадигме. Меняется и роль педагога, если заново измерить его уникальность, осознанность и степень креативности. Подхватывая прежде случайно наблюдаемый интерес детей, педагог сам предлагает им некий «заводной» проект и тут же отпускает их в свободное плавание в работе с материалом. Дети увлекаются и можно отойти в сторону со своей видео или фотокамерой, ухватывая объективом наиболее яркие моменты концентрации детского внимания.

#видео наблюдение #русский язык

Подробнее

О первых научных книжечках Ю.И. Фаусек и о детском творчестве

Юлия Ядрихинская

Чтобы сосредоточить детское внимание на одном каком-нибудь предмете, надо, чтобы предмет был выделен из числа других предметов, чтобы рядом с ним не было вещей, отвлекающих детское внимание, чтобы сам предмет содержал в себе элементы, привлекающие и удерживающие это внимание, и чтобы упражнение с этим предметом заключало в себе начало и конец, т.е. определённую и вполне оконченную умственную работу, удовлетворяющую детские усилия. Того же надо придерживаться и при чтении у маленьких детей. Юлия Фаусек

#видео наблюдение

Подробнее

Как часто мы мечтаем о переводчике, способном передать нам, что ребенок имеет в виду!

Мария Монтессори,

Мир ребенка и мир взрослых – две большие разницы. Почти все наши конфликты с детьми происходят от непонимания конкретного проявления этой разницы. Иногда дело доходит до крайней точки, и дети превращаются в маленьких зверьков, постоянно ждущих агрессии со стороны взрослых.

#наблюдение #научная педагогика

Подробнее

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках

Екатерина Кузьмина

Как работает монтессори-педагог? Из чего складываются три часа его свободной работы с детьми? Что значит, нормализованная жизнь группы? Перед вами стенограмма одного занятия в монтессори-группе Жанны Романьковой из монтессори-садика в г. Ревда Свердловской области.

#детский сад #наблюдение

Подробнее

Косвенное рисование по методу М. Монтессори. Из наблюдений Юлии Фаусек

Юлия Фаусек

Всякий, кто работал с детьми по системе Монтессори или только внимательно наблюдал работу других, знает, как трудно, даже невозможно, выделять отдельные части её системы – воспитание чувств, грамоту, рисование, счёт. Поэтому и невозможно разрывать её дидактический материал, отдельные предметы которого, тесно связаны между собою одной общей идеей.

#творчество #наблюдение

Подробнее

Трава в банке – весенний дизайн

Елена Хилтунен

Терпение – очень важное человеческое качество. С самого маленького возраста М. Монтессори приучала детей к терпению. Она ставила на полку всего по одному дидактическому материалу, и, если тебе захотелось взять тот же материал, что и другому, придется терпеливо дождаться своей очереди. А если ты взялся сортировать зерна в плошке, имей терпение, не оставляй свою работу на полпути.

#наблюдение #природа и культура

Подробнее

Наблюдаем чудесный переход от биогеографии к… грамматике!

Юлия Ядрихинская

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками?

#видео наблюдение #природа и культура

Подробнее

Важно точно наблюдать, чтобы точно мыслить. И. Г. Песталоцци

Нелли Федорова

«Умственное образование само по себе никак не способствует зарождению в человеке простоты и невинности, из чего исходят все средства подъема человеческого существа к более возвышенной, Божественной сути, – считал Песталоцци. – Как на колючках не вырастут фиги, а на чертополохе не родится виноград, так не принесет плода любви одностороннее умственное образование, оторванное от воспитания сердца»

#наблюдение #школа

Подробнее

Все гораздо сложнее, чем организация биологической лаборатории

Мария Монтессори, Юлия Фаусек, Екатерина Яковлева

«Новая школа должна служить не науке, но человечеству. Учителя смогут развиваться, наблюдая жизнь, открывающуюся их взгляду. Отсюда следует, что готовить учителей нужно по-новому, по нашей методике. И тогда педагогические кадры решительно изменятся. Уже с первых шагов, робких и неумелых, сложится новый тип учи теля. Он учится не говорить, но молчать, не обучать, а наблюдать, облачаться не в горделивое самоуверенное достоинство, а в смирение». М. Монтессори

#наблюдение #школа

Подробнее

Дневник рождения подарковой культуры

Юлия Ядрихинская

"Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь, от самых ее истоков". Мария Монтессори (Дом ребенка. Метод научной педагогики. 1913)

#наблюдение #школа

Подробнее

О том, как девочка по имени Малика училась быть самостоятельной. Часть 1

Елена Хилтунен, Екатерина Хилтунен

Ни философы, ни ученые, ни тем более чиновники не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая законы развития человека, может диктовать обучающие методы, которые будут иметь определенную цель - исполнение жизненных потребностей и законов. И только сам ребенок может выявить эти законы и эти потребности своими спонтанными реакциями, своим настроением, своими успехами. Мы заметим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли. Мы должны учиться у него и помогать ему всем, чем возможно.

#наблюдение #школа

Подробнее

О том, как девочка по имени Малика училась быть самостоятельной. Часть 2

Елена Хилтунен, Екатерина Хилтунен

Кто из монтессори-педагогов не знает презентации блоков с цилиндрами? Конечно, ее знает любой, потому что в работе невозможно обойтись без азбуки. Но многие ли замечали, что происходит с ребенком, особенно маленьким, когда он пытается работать с этим классическим монтессори-материалом? Если бы мы в совершенстве умели наблюдать за малышами, прежде чем обратиться к производителям за покупкой, то хорошо бы подумали, найдя в каталоге материалов для самых маленьких так называемые упрощенные блоки с цилиндрами.

#наблюдение #школа

Подробнее

О том, как девочка по имени Малика училась быть самостоятельной. Часть 3

Елена Хилтунен, Екатерина Хилтунен

Вторым самым знаменитым сенсорным материалом Монтессори после блоков с цилиндрами является розовая башня. Многие даже считают ее символом монтессори-педагогики. Вслед за блоками цилиндров розовая башня косвенно, то есть незаметно для ребенка, вводит его в мир сложных математических представлений о десятичной системе, о величине предметов, о формах, точности и гармонии построений. И так же незаметно малыш тренирует координацию своих движений, согласует их с последовательностью действий, основанных на сравнении и анализе. Готов ли полуторагодовалый малыш к таким действиям?

#наблюдение #школа

Подробнее

Детская история про привязанность, овоид и Ван Гога

Светлана Филёва

Каждое занятие с детьми для монтессори-педагога словно неизведанная горная тропа, впервые рождающаяся мелодия или то самое открытие ребенка, которое когда-то постигло и саму Марию Монтессори. Невозможно представить, что все рождающееся в монтессори-среде можно запихнуть в какую-то стандартную программу или выстроить линейкой последовательных параграфов. Просто наблюдать жизнь детей и вдохновенно импровизировать в каждом своем шаге, следовать велению живого профессионального мастерства. Только в этом случае будет виден эффект от происходящего сегодня, здесь и сейчас.

#наблюдение #детский сад

Подробнее

Сенсорная математика и радужная музыка. Из дневника монтессори-бабушки

Елена Хилтунен

Как быть, если Вы видите, что ребенок взял с полки предмет или материал, совершенно не подходящий ему по возрасту? Отобрать? Или понаблюдать, что он с этим предметом будет делать? А, может быть, вспомнить, что почти любой материал Монтессори можно использовать в работе с детьми разного возраста совершенно по-разному? А еще лучше воспользоваться примером старших внуков.

#наблюдение #детский сад

Подробнее

Записи о первых успехах Виктора из Аверона. 1801 год

Жан Итар

Редчайший текст! Его перевод с португальского сделала для нас одна из первых монтессори-педагогов России Надежда Гончарова. Если мы можем только догадываться о собрании книг, которые читала и изучала Мария Монтессори, то сочинения Жана Итара были для нее открытием, перевернувшим первоначальные представления об истинном образовании и воспитании детей. Она сама писала об этом в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики»: «Я перевела на итальянский язык и переписала собственной рукою сочинения этих людей (Итара и Сегена) от начала до конца, изготовив для себя книги, какие делали встарь бенедиктинцы до книгопечатания».

#научная педагогика #наблюдение

Подробнее

Метод научного изучения ребёнка как его понимал Петр Францевич Лесгафт

Петр Лесгафт

Если бы Юлию Ивановну Фаусек спросили, кого она считает своими учителями в педагогике, она непременно назвала бы имя Петра Францевича Лесгафта (1837—1909) – крупного русского ученого-анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога. Они познакомились в частной женской гимназии Стоюниных, одним из организаторов которой был Петр Францевич. Юлия Ивановна преподавала там биологию. Но её, как и раньше, интересовала наука – теперь наука о человеке, в особенности метод научного изучения ребёнка. Этот метод, как считал Лесгафт, состоит в том, чтобы научиться разделять: что дала человеку природа, что – окружающая среда, и что он сам из себя сделал.

#наблюдение #научная педагогика

Подробнее

Безмолвное любопытство ребенка. Из дневников Даниила Жуковского

Анатолий Цирульников

Странное дело, я долго не понимал, в чем смысл записок о детстве (ну, мемуары на склоне лет), – пока не натолкнулся на тетрадку одного человека. На вопрос анкеты ГПУ «Что вы делали во время революции?» он ответил: «Был ребенком». Анатолий Цирульников

#наблюдение

Подробнее

Мои эксперименты с музыкой и красками

Юлия Ядрихинская

Что же это такое: игра в краски в стиле Арно Штерна? "Это не коммуникация, не эстетика, не послание. По теории Штерна дети рисуют спонтанно просто потому, что это должно происходить. Они должны оставить свой след. Ни для кого-нибудь, ни для чьей-то оценки, похвалы, а просто потому, что это заложено природой человека. Те взрослые, у которых не было возможности пройти этот путь, могут поправить это в любом возрасте. Для этой цели и служит ателье Malort" (Арт-терапевт Светлана Шмелёва).

#видео наблюдение

Подробнее

Маленькие русские и американские истории из старой «Домовой книги»

Елена Литвяк, Ирина Вальдман

Эти истории впервые были опубликованы в журнале «Домовая книга», который в единственном экземпляре выпускали учителя и воспитанники Московского Дома Марии Монтессори (был в начале 1990-х и такой дом).

#наблюдение #детский сад

Подробнее

Три записи Льва Николаевича Толстого 1862 года в Дневнике наблюдений Яснополянской школы

Лев Толстой

... Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться — это школа... Учитель учит по моим советам, но всё-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3—4, и никогда не скучно. Нельзя сказать, что это за дети — надо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал. Подумайте только, что в продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины, ни один и ни одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова. Лев Толстой

#наблюдение #школа

Подробнее

Свобода начинается с началом особой жизни, постепенно развивающейся в детях

Мария Монтессори

Давайте посмотрим, с точки зрения науки, на поведение детей, воспитанных по нашим принципам, и откажемся от традиционной школьной системы, где развитие ребенка оценивается по его учебным успехам. Мы, как настоящие натуралисты, будем наблюдать развитие всех жизненных функций. Да, мы подготовили специальные внешние условия, но понимаем, что психические проявления связаны с естественным развитием внутренней активности детей. М. Монтессори

#научная педагогика #наблюдение #детский сад

Подробнее

О культуре наблюдения. Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?

Вероника Кузьмина

Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится процесс наблюдения.

#наблюдение #детский сад

Подробнее

В симфонию цвета вступает розовый. Видеозапись в Дневнике наблюдений

Юлия Ядрихинская

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье, в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна.

#видео наблюдение

Подробнее

Небесные игры. О развитии детского духа

Елена Литвяк

Вряд ли кто-то усомнится, что главным в своей педагогике Мария Монтессори считала проникновение в тайны детства, его философию, психологию, субкультуру, духовные устремления детей. Но без умения наблюдать, чувствовать и понимать детей гораздо глубже, чем это делают обычные взрослые, без стремления заметить неочевидное может не состояться мастер выбранной нами профессии. Так что давайте вместе вглядываться в метафизику детства.

#наблюдение

Подробнее

Могут ли дошкольники сами себе составить программу по математике?

Алексей Колабаев

Наблюдение проводилось в группе детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые работали в монтессори-среде свободно, то есть имели право собственного выбора материала, времени и места работы с ним. Меня интересовал вопрос, как дети выбирают тот или иной материал для учебной работы в условиях самостоятельного выбора. Какова логика их выборов? Совпадает ли она с логикой традиционных программ, предназначенных для развития математического мышления у старших дошкольников в детском саду? Влияет ли свободный выбор детьми образовательной деятельности на их мотивацию к познаниям в области математики? Алексей Колабаев

#наблюдение #математика

Подробнее

Детские истории и их взрослое толкование

Группа авторов

У этих историй много авторов – студенты учебных курсов по монтессори-педагогике, родители малышей, которые переписываются в социальных сетях интернета, практикующие монтессори-педагоги. Все они имели счастливые мгновения наблюдать свободную жизнь детей и пытались истолковать свои наблюдения с точки зрения монтессори-педагогики. Метод, помогавший им, называется методом педагогической герменевтики. Педагогическая герменевтика – это толкование или объяснение, чем и почему данное явление значимо для педагогической деятельности, каково его содержание, ценное для воспитания.

#наблюдение #научная педагогика

Подробнее

Кривые поведения ребенка от Ю. И. Фаусек

Юлия Фаусек

В книге М. Монтессори «Самовоспитание и самообразование в элементарной школе» представлены кривые наблюдений работы детей в «Домах детей» в Риме. Я пыталась чертить подобные кривые поведения ребенка еще в 1918 году, когда в мои руки впервые попала книга Монтессори на итальянском языке. Ю. И. Фаусек

#научная педагогика #наблюдение #детский сад

Подробнее

Мы просто учимся профессионально смотреть на ребенка, читать по лицу, по глазам, рукам, позе

Светлана Селезнева

Мы просто учимся профессионально смотреть на ребенка, читать по лицу, по глазам, рукам, позе   Автор этой статьи Светлана Селезнева рассказывает, как она использовала на занятиях в вузе сразу несколько необычных методик. Все они созвучны педагогике Монтессори, так как предлагают участникам учебного курса вглядываться в мир детей и записывать рефлексию своих наблюдений.

#наблюдение #школа

Подробнее

Монтессори-­математика и мышление. Дневники образовательных результатов

Группа авторов

Ключевые результаты монтессори-педагогики можно получить только в результате внимательного взгляда на детей в процессе их жизни в группе Монтессори. Они связаны прежде всего с нормализацией, а конкретно про математику и мышление редко говорят и педагоги, и родители. Математика чаще всего описывается с точки зрения умения считать, складывать, умножать большие числа.

#наблюдение #научная педагогика #детский сад #математика

Подробнее

Чем ярче краски мира, в котором живет ребенок, тем мощнее его развитие

Юлия Ядрихинская

Все дети разные, поэтому мы ищем индивидуальные подходы к каждому ребёнку. Человечество выработало много путей, чтобы развивать детей. Чем ярче и насыщеннее краски мира, в котором живёт ребёнок, тем мощнее его развитие. У нас нет разделения на детский и взрослый мир. Мы стараемся сами жить в том мире, о котором мечтаем для своих детей. А. Адамский

#наблюдение

Подробнее

Толкование детства как попытка понять его природу

Елена Хилтунен, Елена Литвяк

Наблюдение жизни маленьких детей – одно из самых увлекательных и значительных занятий в жизни. Но в этом нет ничего особенного. С рождением первого ребенка тысячи родителей заводят специальные блокноты или альбомы, в которых словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами записывают трогательные мелочи становления своего малыша. Замечается то, что невозможно не заметить. Записываются забавные обороты детской речи, пристрастия, капризы и смешные поступки. Я тоже, помню, вела такой дневник...

#наблюдение #научная педагогика

Подробнее

Я становилась в позицию исследователя и записывала свои наблюдения

Юлия Фаусек

Замечательная русская учительница Юлия Ивановна Фаусек придерживалась идеи о том, что задачей взрослых является не в то, чтобы обучать ребенка, а то, чтобы помогать его разуму самостоятельно работать над своим развитием, поскольку именно в детском возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Вслед за М. Монтессори Юлия Ивановна Фаусек выстраивала специально подготовленную культурную развивающую среду и предлагала детям жить в ней. В то же время она сама становилась на позицию исследователя и записывала свои опыты и наблюдения, чтобы затем проанализировать их и сделать следующий шаг в педагогическом процессе взаимодействия с детьми.

#наблюдение #научная педагогика

Подробнее

Тема театра. Видеодневник наблюдений Юлии Ядрихинской

Юлия Ядрихинская

«Я всегда жалела, что не могла сфотографировать кинематографически движения рук некоторых детей при этих упражнениях, а также и лиц с выражением глубокого внимания и сосредоточенности». Юлия Фаусек

#видео наблюдение #театр

Подробнее

Изучение русского языка с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек. Дневник педагога

Алексей Колабаев, Наталья Ковальская

Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к ученикам, обеспечения атмосферы их комфорта и психологической безопасности. Гуманизировать учебный процесс означает создавать такие условия, в которых дети не могут не учиться, не могут учиться ниже своих возможностей, не могут остаться равнодушными участниками воспитательных дел или сторонними наблюдателями бурно текущей жизни.

#русский язык #наблюдение #научная педагогика #школа

Подробнее

Опыты Жана Пиаже в современном исполнении

Юлия Ядрихинская

Швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что учителю бесполезно давать детям математические понятия в готовом виде. Подобный подход ведёт лишь к механическому заучиванию, но не пониманию. Юлия Ядрихинская провела недавно ряд опытов Жана Пиаже со своим воспитанником Фёдором (4,5 года).

#научная педагогика #наблюдение

Подробнее

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться письму и чтению. Дневник самообучения. Часть 1

Елена Хилтунен

Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.

#развитие языка #чтение #наблюдение

Подробнее

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться письму и чтению. Дневник самообучения. Часть 2

Елена Хилтунен

В этой части дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка, которые явственно отображают биогенетический характер становления письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.

#развитие языка #наблюдение #чтение

Подробнее

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться письму и чтению. Дневник самообучения. Часть 3

Елена Хилтунен

В этой части дневниковых записей можно найти подтверждение биогенетического происхождения детского письма, а также интересные наблюдения, связанные с позами ребенка, которые он спонтанно принимает, увлекаясь письмом и рисованием. Разумеется, первые изображения на бумаге письменных знаков далеки от совершенства, но величайшая концентрация внимания детей на процессе письма именно в пяти-шестилетнем возрасте – не позже — требует от нас, взрослых, организации специально подготовленной для такой работы среды. Среды не только домашней, но и детсадовской.

#развитие языка #наблюдение #чтение

Подробнее

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.