О том, как девочка по имени Малика училась быть самостоятельной. Часть 1
Ни философы, ни ученые, ни тем более чиновники не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая законы развития человека, может диктовать обучающие методы, которые будут иметь определенную цель - исполнение жизненных потребностей и законов. И только сам ребенок может выявить эти законы и эти потребности своими спонтанными реакциями, своим настроением, своими успехами. Мы заметим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли. Мы должны учиться у него и помогать ему всем, чем возможно.
Вопросы к наблюдению
Перед вами вариант учебной работы с мамой полутора годовалой девочки Малики. Мама сама проводила домашние занятия с малышкой, делала большинство фотографий и вела дневник наблюдений. Записи наблюдений и анализ фотоматериалов параллельно осуществляла и я – монтессори-педагог с большим стажем работы.
Нас обеих интересовало несколько вопросов, ответам на которые и было посвящено это маленькое исследование.
Вопрос первый. Насколько эффективным является использование классических материалов Марии Монтессори в работе с детьми младше 3-х лет, и в какой мере эти материалы нуждаются в модификации для детей этого возраста?
Вопрос второй. Какие виды деятельности детей до трех лет могут осуществляться ими самостоятельно, без участия взрослых?
Вопрос третий. Каков образовательный эффект совместно-разделенной дозированной деятельности матери и ребенка? Усиливается ли он присутствием в домашней обстановке специально подобранными дидактическими материалами?
Мы не исключали, что в ходе исследования могут возникнуть и другие интересные вопросы, а так же ответы на них.
Нашей лабораторией стал обычный уголок в квартире с детским столиком, ковриком и полочкой, на которых вместо игрушек мы ставили три-четыре дидактических материала, использовавшихся в ходе работы.
Поскольку занятия проходили летом, иногда в лабораторию превращалась маленькая домашняя терраска, куда мы выносили все это немногочисленное оборудование.
История с крышкой от пузырька
…Так как на улице сегодня тепло и решено было делать фотографии, мы с дочкой разместились на балконе, где света оказалось больше всего. Я решила предложить Малике несколько монтессори-материалов и посмотреть, что же ее заинтересует больше всего.
Из дневника мамы
Сначала я поставила перед Маликой корзинку, наполненную разными кошелечками и бутылочками. Дочка попробовала расстегнуть один, самый яркий кошелечек, но застежка оказалась слишком тугой для нее. Застежка-молния на другом кошельке совсем не заинтересовала, а вот миниатюрная бутылочка из-под шампуня показалась ей очень интересной!
Несколько минут Малика была увлечена раскручиванием и закручиванием крышечки, правда, с помощью мамы…
Из дневника монтессори-педагога
Начиная занятие, мы решили не создавать для Маликуши ситуацию свободного выбора материалов. Еще неизвестно, как она к этому отнесется и, кроме того, тема свободного выбора у таких маленьких тянет на отдельное исследование. Наша задача сейчас гораздо скромнее. Нам интересно, какой из предметов, которые обычно кладутся в корзинку для тренировки тонкой моторики и одновременно помогающих освоить некоторые «хозяйственные» навыки, полуторагодовалой Малике понравятся больше всего. Что она сможет освоить сразу, что – с помощью взрослого, а что спонтанно отложит на потом.
Так что корзинку с предметами мы поставили перед Маликой, отделив ее от других материалов. В корзинке лежали: большой желтый кошелек с застежкой-защелкой, кошелечек, разрисованный темным узором, с точно такой же, как у желтого, застежкой, вязанный очешник с застежкой на пуговицу, маленький пузырек с отвинчивающейся крышечкой, кармашек с застежкой «молния» и металлическая коробка со снимающейся крышкой.
Малика, не спеша, рассмотрела и ощупала ВСЕ предметы в корзинке. Она брала в ручки каждый предмет, начав с ярко желтого большого кошелька, и, повертев его в руках, отправляла назад в корзинку.
Прозрачный пластмассовый пузырек с белой невзрачной крышечкой задержал ее внимание дольше других предметов. Она пыталась снять с него крышку, но никак не могла. Мама подошла к ней, присела на корточки и, как бы обнимая дочку сзади, стала показывать, как одной рукой держат пузырек, а другой отвинчивают крышку.
Мама сначала показала, как это делается у взрослых, но Маликуша не смогла повторить действие. Тогда мама взяла ручки девочки в свои, и вместе они легко отвинтили крышку пузырька.
Обнимающая, нежная поза мамы, принятая ею совершенно интуитивно, выражала уверенность и спокойствие. Мама как бы защищала дочку от возможной неудачи. Их руки вместе медленно и точно выполняли действие. Происходила типичная совместная работа ребенка и взрослого.
Как только мама почувствовала, что девочка может отвинтить крышку самостоятельно, она отняла свои руки, и после первой же попытки малышка выполнила работу без ее помощи.
Я видела пример совместно-разделенной дозированной деятельности, о которой говорил и Лев Семенович Выготский, и многие другие исследователи, особенно те, кто наблюдал работу со слепо-глухо-немыми детьми.
Оказывается, этот прием работает у маленьких детей не хуже, чем традиционная презентация работы с монтессори-материалом, у детей после трех лет.
Не исключено, что именно совместно-разделенную деятельность мамы и ребенка в дальнейшем надо будет считать основным приемом работы с детьми до 3-х лет.
История с макаронами
Из дневника мамы
Затем мы решили перекладывать из одной плошки в другую. Бабушка показывала Малике, как это делается, еще днем, на кухне. Тогда Маликуша была очень увлечена, и мы решили повторить это занятие. На поднос поставили две небольшие плошки, в которые насыпали немного сухих макарон. Я показала Малике, как нужно брать макаронины – по одной штуке тремя пальчиками. Несколько штук у нее получилось переложить очень хорошо, правда, она использовала все пальчики, брала макаронины в кулачок.
Спустя минуту Маликуша решила, что лучше перекладывать макароны не в соседнюю плошку, а себе под маечку, как в сумочку. Ну, а затем совсем расшалилась и стала кидать их на пол. Пришло время предложить ей следующий материал.
Из дневника Монтессори-педагога
Это было явной ошибкой – положить Малике в плошки для перекладывания именно макаронные рожки. И ведь у меня был резон сделать так еще утром, когда я мыла посуду на кухне, а Маликуша мешалась под ногами.
Тогда я подумала, что дать полуторагодовалому ребенку перекладывать из одной плошки в другую именно съедобный продукт не так опасно, как если бы это были камешки или какие-нибудь горошины. Еще возьмет в рот или засунет в ухо, а я не замечу. Даже после трех лет с детьми подобное случается, а уж с такими маленькими, как Малика…
Так–то оно так, но теперь, когда мы с ее мамой обнаружили, что вместо того, чтобы перекладывать макаронины из одной плошки в другую, Малика предпочла складывать их себе под майку, стоит задуматься, почему она так сделала. Почему упорно не желала брать каждую макаронину пальчиками и перекладывать в соседнюю плошку? Причем, работала таким странным образом с материалом с великим удовольствием и вполне концентрированно.
Анализируя это смешное и, с точки зрения взрослых, нелепое явление, я, как мне кажется, поняла, почему малышка так делала. Ведь макароны – одно из любимых Маликушиных блюд. Причем, именно их она совсем недавно стала самостоятельно есть – сначала ручками, а потом и ложкой. А что означает, есть макароны? Конечно же, отправлять их в животик! Взяла ручкой или ложкой макаронину и положила в рот. А там она куда-то исчезает. Может под маечку? Разумеется, под маечку!
А эти маленькие макароны, лежащие в плошке, совсем не вкусные, твердые и холодные. Значит, их в рот брать не стоит, а лучше сразу отправлять под маечку! Так Малика и стала делать…
Вот нам, взрослым, наука – не кладите в монтессори-материал, что попало! Не делайте его из подручных средств, из всякого домашнего «хлама». Не используйте мыльницы вместо коробочек для карточек и катушки вместо бусин! У каждого предмета есть свое строгое назначение в культуре. Не чистим же мы зубы расческой!
Цитата из книги Елены Хилтунен "Толкование детства", изд. "Народная книга" 2013. Фото из архива Е.А. Хилтунен.
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.