Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Записи о первых успехах Виктора из Аверона. 1801 год

Жан Итар

Редчайший текст! Его перевод с португальского сделала для нас одна из первых монтессори-педагогов России Надежда Гончарова. 
Если мы можем только догадываться о собрании книг, которые читала и изучала Мария Монтессори, то сочинения Жана Итара были для нее открытием, перевернувшим первоначальные представления об истинном образовании и воспитании детей. Она сама писала об этом в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики»: «Я перевела на итальянский язык и переписала собственной рукою сочинения этих людей (Итара и Сегена) от начала до конца, изготовив для себя книги, какие делали встарь бенедиктинцы до книгопечатания». 

О жизненном пути Жана Итара

Жан Марк Гаспар Итар родился 24 апреля 1774 года у подножия Альп, в городе Ораисон/Oraison. В детстве был отдан на воспитание и обучение к своему дяде, канонику в кафедральном соборе городка Риез/Riez. Позже продолжил обучение в Марселе. 

В начале гражданской войны, спровоцированной Великой Французской революцией, случай приводит его на работу в военный госпиталь. Молодой Итар настолько увлекается медициной и лекциями профессора Лареу, что связывает дальнейшее своё обучение с хирургией. 

И в 1796 году он занимает вакансию хирурга в Валэ дэ Грасэ/Vale de Grace. Его успешная работа в этом местечке и опять же случай, – спасение жизни священника, поднимают его на следующую ступень. Итара приглашают занять пост главного врача в Государственном Институте глухонемых. 

В 1801 году в окрестностях местечка Авейрон был найден в лесу ребёнок-дикарь, которого привезли в Париж, поскольку сочли, что он может быть полезен для лучшего изучения развития человека, и министр Шампаньи направляет его в институт, где работает Итар. Жан Итар сразу же берётся за воспитание маленького дикаря, и в конце 1801 года публикует свои первые записи, которые взбудоражили всю Европу. Даже Российский Император жалует Итару драгоценное кольцо и предлагает ему престижное место в Санкт-Петербурге. Итар отклоняет это предложение и продолжает изучение и воспитание найденного в лесу ребёнка. 

В 1806 году он представляет в министерство второй отчёт о своей работе по наблюдению и обучению маленького дикаря из Аверона. По распоряжению правительства этот труд был издан в 1807 году. Люсьен Малсон /Lucien Malson - Профессор социальной психологии национального педагогического центра Беамонт/Beaumont Франция 


Достижения подростка дикаря

Этот мальчик 11-12 лет прятался в лесах Кауне и был пойман тремя охотниками. Его передали вдове в ближайшем поселке, но через неделю он сбежал и продолжил свое уединенное житье, пока не был пойман ещё раз. Теперь его отправили в лечебницу Сант-Африке, а затем в лечебницу Родеж. 

В течение нескольких месяцев он сменил несколько пристанищ и везде демонстрировал агрессивное стремление освободиться. Как свидетельствуют отчёты людей тех мест, где он находился, мальчик всегда оставался дикарем. В интересах науки, один из министров решил переправить Дикаря из Аверона в парижскую клинику, где мне предложили заняться его изучением. 


Jean-Marc-Gaspard Itard

Для начала необходимо описать его поведение и сенсорные проявления. Передо мной был ребёнок отталкивающе грязный, совершающий конвульсивные движения, кусающий и царапающий всех, кто пытается его обслуживать, равнодушный, ни к чему не проявляющий интереса. 

Его органы чувств явно оставались не совершенны: глаза перебегали с объекта на объект не останавливаясь ни на чём, слух, казалось, не чувствовал разницы между музыкой и шумом, он издавал глухие гортанные звуки, похожие на звуки произносимые немыми, не замечал разницу между запахом духов и неприятными запахами. 

Коллеги, ранее наблюдавшие этого мальчика, отнесли его к слабоумным идиотам. Я бы так не утверждал. Этот ребёнок прожил в лесах несколько лет. Очевидцы, изредка встречавшие дикаря в местности, где он был найден, свидетельствуют, что ему приходилось выживать в абсолютной изоляции и постоянном соперничестве с дикими зверями. 

Он быстро бегает на просторе, залезает на деревья и постоянно пытается перейти на «галоп» во время ходьбы. Количество шрамов на его теле (23 шрама) говорят о том, что он вёл напряженную борьбу за выживание. Наши наблюдения показали, что он предпочитает питаться растительной пищей, но, похоже, может съесть и мелкое животное.
 

Небольшой эксперимент

Мальчику продемонстрировали мёртвую канарейку. Он молниеносно схватил её, ощипал, вспорол ногтем, понюхал и отбросил. Все эти наблюдения показывают, что этот ребёнок не слабоумный, он просто по своему интеллектуальному развитию похож больше на ребёнка 11-12 месяцев, чем на подростка 12 лет. Мои наблюдения и выводы дали мне надежду на возможность его дальнейшего развития и воспитания. Ориентируясь на мои теоретические размышления, я выделил пять основных целей воспитания Дикаря из Аверона. 
"Если мыслима параллель между отсталым и нормальным ребенком, то только в период раннего детства, когда ребенок лишен способности развития, и ребенок, специально еще не развивавшийся, в некоторых отношениях тождественны. Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. В моей десятилетней работе можно видеть сведение воедино сорокалетних трудов Итара и Сегена. Думаю, не ошибусь, если скажу, что предлагаемые эксперименты суммируют последовательные труды трех врачей, которые, от Итара до меня, в большей или меньшей степени наметили первые шаги и в развитии психотерапии". М. Монтессори 

Первая цель: жить в социуме

Приспособить дикаря к социальной жизни, причём более приемлемыми для него методами, больше исходящими из уже имеющихся его достижений, чем из противоречий и запретов. 

Найденный мальчик, для которого резко изменилась вся его жизнь, был признан ненормальным только потому, что с предоставлением ему «нормальных условий» жизни вёл себя странно, уединённо и порой агрессивно. 

Думаю, необходимо проявлять к нему более гуманное отношение, дать возможность почувствовать себя счастливым. Для этого необходимо предоставить ему обильное питание по его выбору и вкусу, уважать периоды его апатии и составлять компанию в его прогулках, или вернее сказать, в его пробежках по саду. То есть приспособиться к его ритму жизни. 

Выполнять эту не простую задачу взялась сеньора Жерин (Guerin) со всей терпимостью матери и знаниями воспитателя-гида. По прошествии нескольких месяцев такой жизни я вернулся к длительным наблюдениям за Виктором, и могу констатировать, что мальчик стал намного спокойнее. Иногда он мог долго, около часа, наблюдать за падающими на поверхность озера листьями или разбуженный светом Луны, садился на подоконник, и смотрел, вытянув шею и замерев, на освещённые лунными лучами поляны. Казалось, что он впадал в созерцательный восторг. При этом его равномерное дыхание изредка прерывалось короткими стонами. 

За прошедший период Виктор стал чуть больше ходить, а не бегать во время прогулок, проводить чуть меньше времени в апатии, уменьшилась его жадность во время поглощения пищи. 


Вторая цель: разбудить чувства

Разбудить его органы чувств, то есть, чувствительность, используя активные стимулы и душевные порывы. Некоторые современные (начало 19 века) физиологи предполагают, что чувствительность - это продукт цивилизации. Клянусь, что этот Дикарь из Авейрона был прекрасным случаем проверить это. 

В начале наших наблюдений, мальчик мог в течение некоторого времени полуобнажённый находиться зимой в саду, рассматривая что-нибудь, и, похоже, не чувствуя холода. Или вытаскивал варящиеся картофелины из кипящей воды, и могу гарантировать, что кожа его оставалась не обожжённой. 

Орган слуха реагировал на звук, но реакции были отличны от наших эмоциональных реакций. Его привлекали звуки дробления ореха при другой пищи, а выстрел из пистолета вызывал только поворот головы и то лишь в первый раз, остальные выстрелы он оставлял без внимания. 

Учитывая научные исследования, показывающие, что кожа южных народов более устойчива к теплу, чем кожа людей севера, я решил попробовать разбудить чувствительность его кожных покровов и приказал купать его в горячей воде по 2-3 часа в день и также поливать ему этой водой голову. 

Через некоторое время подросток стал показывать, что чувствует разницу в температуре, он трогал рукой воду и отказывался принимать не горячую ванну. Тот же мотив подтолкнул его к использованию одежды. Через несколько месяцев он сам стал одеваться по утрам. Несколько ночей, проведённых в мокрой постели, подтолкнули его подниматься во время сна по нужде. 

Его увлекали и радовали разные вещи, например, отраженный от зеркала солнечный луч, или равномерно падающие на поверхность воды капли из наклоненного стакана. Уже через три месяца этих и других экспериментов, мальчик стал показывать лучшую чувствительность тактильных, вкусовых, обонятельных рефлексов. Но мы не заметили прогресса в зрительном и слуховом восприятии. Скорее всего, эти сложные органы требуют иной тренировки или более длительного срока. 


Третья цель: новые связи с миром

Расширить спектр его представлений, дав ему новые связи с окружающим миром, усиливая при этом уже имеющиеся. 

Я предоставил Виктору разнообразные детские игрушки, и пытался научить его их использовать. Но к моему огорчению заметил, что они часто выводят его из себя, и он прячет их в разные места, хотя не ломает. Ломал их только иногда, когда был в гневе. 

Часто перед обедом я сажал его перед собой, и ставил перед ним 3-4 серебряных стакана. Медленно переворачивая их, я прятал под ними каштан или орех, поднимая один из них и не находил там ореха, предлагал ему жестом делать то же, и какова же была его радость, когда он обнаруживал там орех или каштан. Со временем я заменил съедобные продукты на простые предметы. Интерес его к этой игре не угас, он научился быстро находить спрятанный предмет. 

Иногда я брал Виктора с собой на прогулку, и через некоторое время он стал понимать, что когда я входил в шляпе и с курткой в руке, означает, что можно было пойти со мной. Он подскакивал, одевался и был готов следовать за мной, тем самым, напоминая домашнюю собаку. 

Отношение его ко мне было иным, чем к мадам Жерин, он явно выделял её и даже расстраивался до слёз, когда она уходила. Раньше мы не наблюдали его слёз ни при боли, ни при грусти. Таким образом, мы подтвердили факт привязанности к матери, реакции на её присутствие, ведь и мадам Жерин относилась к нему с не меньшей любовью и привязанностью. И предусмотренная природой связь возродилась, так как матери будят в ребёнке первую привязанность и первую улыбку, и в этом случае мы увидели результат. 

Для возбуждения разных связей в его мозгу, я давал ему пробовать блюда и напитки, такие как ликёр, острые специи, сладости. Он не выказал какие-нибудь предпочтения к сладостям любимым детьми, но мог отличить один продукт от другого и брал то, что ему больше нравилось. 


Четвёртая цель: сила слова

Побудить его использовать слово через упражнения в подражании в моменты физической необходимости. 

Окружающие спрашивали меня, говорит ли дикий мальчик? Не глухой ли он? Понятно, что в лесах, где он обитал, можно слышать лишь шумы леса, голоса птиц и слух служил ему для распознания опасных шорохов или звука падающего плода. 

Слышал он хорошо, но придавал значение только тем звукам, которые имели для него смысл, то есть должна была существовать связь между звуком и последующим действием. Именно поэтому он не обращал внимания на звуки человеческой речи или на звук выстрела из пистолета. Он, конечно же, не умел говорить, поскольку для воспроизведения речи, мало иметь нормальный слух, необходимо воспроизводить звук, а для этого надо обладать определённой координацией слухового аппарата и голосовых связок. У этого ребёнка могла быть нарушена подобная связь. Вот о чём я думал, когда пытался понять природу его немоты. 

В первые пять месяцев мне не удалось заметить каких либо реакций с его стороны на человеческую речь. Но по прошествии этого времени в один из дней он вдруг повернул голову на возглас: «Ох!». После чего я неоднократно перепроверил это наблюдение. Он начал обращать внимание на возгласы с похожим сочетанием звуков. Но оставался совершенно немым. 

Все мои попытки услышать хоть какое-то подражание звукам человеческой речи не имели успеха. Я многократно провоцировал его сказать слово «вода», предлагая ему воду и, переливая ее, когда он хотел пить. Таким же образом пытался спровоцировать сказать слово «молоко». И на 4 день упражнений со словом «молоко», я вдруг услышал это слово от него достаточно чётко. Он произнёс его без задержки, повторив за мной и протягивая мне чашку. После этого не оставалось сомнений, что он способен говорить! 

Затем мы услышали сочетания «льи», «гли». Но это заняло ещё не один месяц. Конечно, этот успех очень незначителен, но он позволяет мне гарантировать его дальнейшее развитие. Что касается других способов общения, то Виктор также начал их активно использовать, часто показывая жестом, чего он хочет, или сразу понимая и реагируя на наши жесты и немые просьбы. 


Пятая цель: сравнение и анализ  

Демонстрировать в течение некоторого времени цели его физических потребностей, затем перейти к учебным упражнениям на сравнение и результат действия. 

 Эта цель не связана непосредственно с физическими потребностями найденного ребёнка, но она направлена на его интеллектуальное развитие. 

Я начал заниматься, показывая ему простой нарисованный объект. Сначала на картинке были изображены предметы: ключ, молоток и ножницы. Когда я выкладывал картинки перед ним и просил принести предметы, он безошибочно приносил мне их. 

Также я заметил, что мальчик любит возвращать вещи и небольшую мебель на своё место, если они по какой-либо причине были перемещены. В комнате на маленьких гвоздиках над предметами были развешаны их изображения, и когда я специально перевешивал таблички, Виктор не успокаивался, пока не развешивал всё на свои места. 

Затем я заменил некоторые картинки геометрическими фигурами. Привыкнув к ним, мальчик стал точно также развешивать их на привычные места. Обрадовавшись этим результатам, я попытался применить метод обучения чтению, который использовался для глухонемых. Под картинкой помещалось слово, обозначающее этот объект, и впоследствии картинка убиралась, а буквенное обозначение оставалось. 

Глухонемые дети довольно быстро проходили фазу различения слов и соотнесения с предметом. С моим дикарём такой метод не прошёл, он не мог соотнести слово с предметом. Это была, пока что, непосильная для него задача. Необходимо было придумать промежуточные шаги. Я стал заниматься сравнением фигур, изменяя их цвет и положение, побуждая его замечать небольшую разницу, тренируя тем самым сравнительные операции и память. Но всё было не так просто. 

В один из периодов работы Виктор стал избегать занятий или пытался симулировать припадки, по виду напоминающие эпилептические, но я не сомневался, что это только демонстрация протеста, а не болезнь. Я решил показать, что я доминирую над ним и любым способом заставлю его развиваться. 

Однажды, когда он в очередной раз стал симулировать припадок, я схватил его и подтащил к окну на третьем этаже, зная что он боится высоты, угрожая что выброшу его за окно, если он не прекратит свои притворства и не начнёт выполнять мои задания. Он очень испугался, затрясся, побелел. Я оттащил его от окна, он начал рыдать. После того как он успокоился, я повторил упражнения, и он выполнил их. После этого случая он никогда больше не симулировал припадки. 
Я заказал специальный материал: на картоне размером в одну ступню были напечатаны буквы алфавита и цифры. Такие же буквы и цифры были вырезаны из металла и помещены в большой ящик с отделениями. Виктор показал чудеса своих возможностей, когда почти без ошибок разложил металлические буквы поверх напечатанных. 
После долгих упражнений на нахождение букв и их изображения, мы с сеньорой Жерин сыграли маленькую сценку. На глазах у Виктора и сеньоры Жерин, я составил на небольшом подносе из букв слово молоко (LAIT - франц), не говоря при этом ни слова. И Жерин незамедлительно принесла мне чашку молока. Когда я пил молоко Виктор смотрел на меня. Я тут же показал ему молоко и сложенные в слово буквы. После чего убрал буквы с подноса, и Виктор тут же положил их на место, правда, в обратном порядке (TIAL). Очень медленно я передвинул эти буквы на нужное место, а потом опять их убрал с подноса. Виктор вернул их на поднос, но уже в правильном порядке. И тут же сеньора Жерин принесла ему молоко. Таким образом, упражняясь, мы добавляли новые слова, давая мальчику понять связь между словом и объектом его желаний. 

***
Подводя итог всему, что случилось в этот год с Виктором, или, как его называют, с Дикарём из Аверона, могу констатировать, что он способен развивать свои способности и органы чувств и показал результаты в сравнении, сложении, в упражнениях на внимание и тренировку памяти. 

Всех своих успехов он достиг за какие-то 9 месяцев специальной заботы и упражнений. Хотя в первое время он не показывал и малейшей концентрации внимания, наш первый успех говорит о том, что этот мальчик способен обучаться, и в своём пути в образовании проходит стадии развития каждого ребёнка, может быть, немного медленнее, но он обязательно освоит многое, что необходимо человеку для нормальной жизни. 

Жан Итар Первая публикация в России! Сокращенный перевод с португальского «Memoria acerca dos primeiros progressos de Vitor de Aveyron 1801. Доклад о первых успехах в развитии Виктора из Аверона» сделала монтессори-педагог из Томска Надежда Гончарова. 
Иллюстрации интернет-источник.

 Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (17) 2009

#научная педагогика #наблюдение

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.