Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Детская история про привязанность, овоид и Ван Гога

Светлана Филёва

Каждое занятие с детьми для монтессори-педагога словно неизведанная горная тропа, впервые рождающаяся мелодия или то самое открытие ребенка, которое когда-то постигло и саму Марию Монтессори. Невозможно представить, что все рождающееся в монтессори-среде можно запихнуть в какую-то стандартную программу или выстроить линейкой последовательных параграфов. Просто наблюдать жизнь детей и вдохновенно импровизировать в каждом своем шаге, следовать велению живого профессионального мастерства. Только в этом случае будет виден эффект от происходящего сегодня, здесь и сейчас. 

Все началось с овоида 

Мне нравятся занятия, которые будто откладываются навсегда. Когда работы детей нанизываются, словно бусины на верёвочку, выстраиваются в линию истории, ведущую к цели. О таких занятиях часто говорю: «Есть царь в голове, есть цель». 

В монтессори-среде есть важный сенсорный материал – геометрические тела. Изучаем названия, ищем проекции… Особенно любимое тело – овоид (объемный овал в виде яйца). Оно катится, как настоящее яйцо! А ведь яйцо – это целая Вселенная, мир, который ещё не открыт. Вот так и началась наша история. Про его проекции (овал и круг) и свойство опрокидываться дети уже знали. Было актуально само Яйцо! Оно ведь способно подарить нам и крокодила, и змею, и динозавра, и птицу... 

Как в истории про мудреца и мальчика: «Живое или не живое у меня в руке? Решать тебе самому, что ты увидишь в нём». Сегодня было важно, что там внутри. Ведь понятно, как устроена птица, лягушка. А как устроено яйцо? Это же что-то изначальное… 


Валентин, Артём и Надя

Первым на занятие пришёл Валя, только начинающий свой путь мальчик 3-х лет. Он разложил геометрические тела по принципу «предмет-картинка». Подошёл Артём (3 года), уже опытный и знающий. Он начал испытывать свойства тел. Подбежала Надя (5 лет) и уточнила все названия – она любит учить малышей. 

Все по очереди стали катать овоид, уточняя его свойства. Надя вприпрыжку принесла яйцо из эксперимента «свойства солёной воды». Несла бережно. «Оно тоже катится, – уточнили дети, – если осторожно...» 


Где канатики? 

Разбили яйцо на тарелку. Посмотрели и вспомнили названия: «белок», «желток», «скорлупа». Увидели, может, даже впервые отметили воздушную камеру. Определили по схеме (большое спасибо сайту «Чевостик.ру») место нахождения зародыша. Воздушной камерой заинтересовалась Арина (4 года) – девочка с вдумчивым взглядом. Она сказала, что тоже хочет сделать себе схему яйца, и присоединилась к нашей работе. Не смогли найти в яйце канатики, указанные на схеме. «Их не видно, но они есть – так бывает», – говорю я. Эта мысль привлекла внимание к нашей работе Машу (6 лет), самую старшую и мудрую не по годам девочку. 

Рассмотрев внимательно схему, она сказала, что желток с зародышем как будто привязаны к скорлупе канатиками. «Верно, они удерживают и оберегают зародыша. И это изначальная, важная связь», – говорю я. 

Дети увлеклись работой, Валя и Артём сделали первые зарисовки, выложила слово «яйцо» Арина, для Нади было важно написать все слова из схемы строения яйца. Но больше всего чувств к этой работе испытала Маша. К схеме добавились краски, прописные буквы, выложенные вокруг желтка планеты из пуговиц. «Это целый мир!» – говорит Маша. 


История про «связь навсегда» 

В это время Валя и Артём перешли для работы в уголок упражнений жизненной практики. Надя и Арина занялись сложением, где Надя снова была учительницей, раскладывая для Арины игры с полосами на сложение. После этого Надя неоднократно подходила и наблюдала за работой Маши. Маша слепила строение яйца из пластилина. Арина занялась исследованием выталкивающих свойств солёной воды с яйцом. Но на самом деле она хотела разбить яйцо и ещё раз посмотреть на его внутреннее устройство, что она и сделала в конце занятия. 

 Завершив свою работу, Маша выбрала для чтения книгу, которую дети часто выбирают в конце занятия – Роберт Манш «Навсегда». Старшие девочки встали вокруг Маши и стали слушать историю про Машу и малыша, про связь навсегда. От свёрнутого кулёчка, который держит мама на руках, до взрослого сына, который поёт уже своей дочке колыбельную своей мамы: Спи, мой хороший, Спи, мой родной. Что б ни случилось, Я буду с тобой. Навсегда!! Это история про любовь через взросление и расстояния и связь «навсегда»! 


Хочу рисовать про семью

Надя с Машей вспоминают картину Ван Гога «Колыбельная». На портрете нет колыбели. Мы видим женщину, мать, маму. В её руках верёвочка, привязанная к колыбели, в которой её младшая дочь. Винсент Ван Гог написал эту картину для детей-рыбаков, работавших на лодках. Во время своей тяжелой работы, глядя на эту картину, они думали о своей матери, которая с ними навсегда. Это я, Надя и Маша рассказали историю Арине, которая не была знакома с Ван Гогом и семьёй Руленов, которую он запечатлел на своих полотнах и оставил на века. 

Арина раскладывает материал «интуитивное чтение» с картинами художника. Рассматривает их и решает, что сегодня будет рисовать «Колыбельную» и ту самую маму, о которой услышала. Надя говорит, что хочет нарисовать маму на красном диване, как у Ван Гога, и дочку, которые вместе держат верёвочку. Она принимается за работу. Маша в это время рассматривает портрет младшей дочери Рулен – Марсель. «Я буду рисовать её в колыбели, – говорит Маша. 
– Но это буду я, а вокруг меня будут мама, папа, мои сёстры. И все они будут качать колыбель за верёвочки». «Это будет в нашем доме», – уточняет Маша. 
Арина делает эскиз простым карандашом, для работы выбирает гуашь, пытается «скопировать» работу, и портрет удивительно похож на саму Арину. 

Что бы мы ни рисовали, мы рисуем, делаем самих себя. Надя делает эскиз карандашом, обводит линии маркером, выбирает акварель. Девочка работает самостоятельно. Маша говорит: «Я не хочу краски. У меня будут слова». Работает маркером. На её картине появляются надписи на русском и на английском языках: «Я обожаю свою семью»; «I love big family». И это правда. 
От наскальных рисунков и чувств в красках мы переходим к мысли, выраженной в слове. 

Смысл веревочки от колыбели 

Во время работы девочек идёт диалог о том, как важно иметь эту любовь, эту невидимую связь с мамой, эту веревочку от колыбели. «И обязательно связь с папой», – рассуждает Маша. «А как же дети в интернате или детском доме? С кем у них связь?». «Да, это беда», – говорю я. Девочки оторвали взгляд от своих работ, затихли, ожидая, что я продолжу. «И дело ведь в том, что это верёвочка от мамы даёт нам её любовь и учит любить людей, друзей, мир и потом своих детей. Это то, что объединяет мир, общество и делает нас людьми. Когда нет этой главной любви, ребёнок может не научиться любить сам, иметь семью. Поэтому очень ценно и важно то, что есть у вас», – говорю я. 
 Девочки рисуют, думают, и как-то сама собой появляется на рабочем столе верёвочка-канатик, из которого мы выкладываем лабиринты, дороги, по которой движемся вместе с группой, учимся преодолевать препятствия. Веревочка дарит нам радость и делает нас единым целым, объединёнными общей любовью. На лицах девочек – вдохновение. 

Вот такая история синего овоида из материала Монтессори, который привёл нас к устройству мира через канатик от «Колыбельной» Ван Гога и связал всех нас общим чувством привязанности друг к другу. Прекрасное открытие стало даром этих трёх девочек детям всего нашего клуба. Даром Серёже, Юле, Диме... 

Я думаю, это очень важно, глядя на куб, думать о квадрате Малевича, о вращении, о превращении в круг, о смешении в чёрном цвете, о геометрии. А, глядя на овоид, мы теперь непременно вспоминаем о Ван Гоге. Позднее мы узнаем, что шар – это совершенство, движение и потому всегда глагол. Такое знание ведёт нас к любви и миру во всём мире. Когда мир един и любим. 

Фото автора
#наблюдение #детский сад

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.