Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

О том, как девочка по имени Малика училась быть самостоятельной. Часть 3

Елена Хилтунен, Екатерина Хилтунен

Вторым самым знаменитым сенсорным материалом Монтессори после блоков с цилиндрами является розовая башня. Многие даже считают ее символом монтессори-педагогики. Вслед за блоками цилиндров розовая башня косвенно, то есть незаметно для ребенка, вводит его в мир сложных математических представлений о десятичной системе, о величине предметов, о формах, точности и гармонии построений. И так же незаметно малыш тренирует координацию своих движений, согласует их с последовательностью действий, основанных на сравнении и анализе. Готов ли полуторагодовалый малыш к таким действиям? 

Кубик на кубик 

Из дневника мамы

Малика уселась на заранее приготовленный коврик, где мы положили перед ней четыре кубика не очень большого размера. Их следовало складывать один на другой в башню. Я пару раз показала дочке от начала до конца, как нужно брать кубики, ставить их друг на друга. Малика сама проделала те же действия. 

После того как башенка была собрана в первый раз, она радостно захлопала в ладошки, заглядывая нам с бабушкой в лицо, как бы ожидая и от нас той же реакции. Мы тут же захлопали вместе с ней! 

У Малики легко получилось построить башню несколько раз подряд, поэтому мы предложили ей кубики меньшего размера. Оказалось, большой разницы нет. Малика, кажется, и не заметила подмены. 

Из дневника монтессори-педагога

Судя по работе Малики, малыш уже до трех лет многое в состоянии воспроизвести. Многое, но не все. Как видно из дневника ее мамы, мы экспериментировали сначала с величиной кубиков. Классическую розовую башню мы не стали показывать малышке, а предложили ей освоить сам процесс построения башни из кубиков. 

Сначала она строила ее из четырех кубиков с размером ребра 4 см и легко справилась с этой работой после двойной презентации мамы. Затем мы дали ей кубики поменьше — с ребром 3 см, — и она самостоятельно построила довольно аккуратную башенку. 

Мы сделали вывод, что координация ее ручки вполне готова для аккуратного построения башни из нескольких деревянных кубиков одинакового размера. 

Концентрация внимания девочки была сфокусирована именно на аккуратном построении башни, а не на сравнении кубиков по величине. Но и этого для нашей малышки пока достаточно. Немного тренировок, и она легко подойдет к построению классической розовой башни. 

По нашей гипотезе, если Малика научится сравнивать кубики по величине, то сможет строить гармоничную башню любой высоты. Вот тогда-то мы и дадим ей в пользование настоящую розовую башню Монтессори. Но вдруг это произойдет только после двух с половиной лет? Это будет означать, что в группу «Вместе с мамой» следует ставить совсем другие кубики… 


Сила движения 

Из дневника мамы 

…Затем мы предложили Малике круглые цилиндры, которые нужно было сортировать по корзинкам — красные в одну, а синие в другую. Я, как и раньше, показала дочке, как это делается, но она совсем не поняла, что от нее требуется. Стала доставать цилиндры из корзинки, класть их на бок и катать по полу. 

Мы также попробовали выстроить с ней башню, ставили цилиндры один на другой, но это упражнение оказалось сложнее, чем работа с кубиками, так что большого энтузиазма у дочки не вызвало. Наблюдать за тем, как цилиндры катятся по скользкому полу, намного интереснее! 

Из дневника монтессори-педагога 

Вот вам, пожалуйста, — ни о каком анализе и синтезе в полтора года речи быть не может! Да и с координацией движений у Малики пока сложновато. Зато, как и у большинства маленьких детей, движение предметов вызывает у нее большой энтузиазм. И это вполне оправданно. 

Никто не усомнится в том, что именно совершенствование движений — источник общего развития малыша. Предоставьте ребенку возможность свободно двигаться — и вот он поднимает головку, улыбается, держит в руке игрушку, делает первый шаг. Но это все его собственные движения. 
Оказывается, если мы хотим вызвать у малыша завороженный взгляд, длительную концентрацию внимания, душевный покой, надо просто привести в движение какой-нибудь предмет. 
В случае с Маликой это были цветные цилиндры, которые малышка, вместо того чтобы сравнивать между собой, как это могло бы быть, будь она постарше, стала катать по полу, положив на бочок. Она приводила в движение каждый цилиндр не спеша и затем каждый раз долго и внимательно следила за его движением. 

Личико девочки было так сосредоточено и напряжено, что мне показалось, будто никакое другое занятие сегодняшнего дня не произвело на нее такого большого впечатления. Надо заметить, что малышка не приводила в движение следующий цилиндр, пока не останавливался предыдущий. 

Мы сделали вывод, что для маленьких детей в среде надо ставить коробку с цветными цилиндрами пока только двух цветов — красного и желтого, по три цилиндра каждого цвета. Размер может быть идентичным цилиндрам в упрощенном блоке. Но презентацию этого материала придется принципиально изменить (по сравнению с классической презентацией коробок с цветными цилиндрами). В следующий раз мы попробуем уточнить эту презентацию и затем описать ее. 


Кубики в кулачке 

В прошлый раз мы обратили внимание, что макароны не самый удобный подручный материал для пересыпания. Вместо них сегодня были деревянные кубики размером чуть меньше кусочка рафинада (ребро 2 см). Как и прежде, Маликуша брала в кулачок горсть кубиков и перекладывала их из одной плошки в другую. По одному брать совсем не хотела. Никаких других действий, кроме перекладывания из плошки в плошку, она не производила. Ей не пришло в голову прятать кубики под майку, будто отправлять в животик. Кубики ведь несъедобные! То есть прошлое наше наблюдение оказалось верным — впредь избегаем двусмысленности. Да, но почему Маликуша не захотела перекладывать кубики из плошки в плошку по одному, а брала их в обе ручки горстями? Догадки две. 

Во-первых, набирать полную горсть маленьких кубиков необычайно приятно. Деревянные кубики гладят ладонь, массируют ее, вызывая острое тактильное чувство и создавая радостное ощущение возможности удержать в руке именно множество предметов, а не один. Попробуйте сами! Вы ощутите то же чувство, что и малыш. 

Во-вторых, наша Малика уже давно самостоятельно ест ложкой, а не руками. И ощущение перекладывания рукой из одной плошки в другую «по кусочку» невольно отодвигало ее на ступеньку назад. До сортировки мелких предметов она еще не доросла, так как пока не готова достаточно точно их сравнивать и анализировать, а перекладывание одинаковых предметов с одного места на другое она уже переросла. Вывод прост: в следующий раз мы дадим ей перекладывать крупу с помощью ложки. 


Синие камушки в бутылке 

Из дневника мамы

...Ну и напоследок мы предложили Маликуше уже знакомую корзинку с крышечками. В одну из бутылочек мы положили два синих камушка, и, конечно же, именно она заинтересовала дочку больше других. 

Открутив крышку, Малика высыпала на пол камушки, потрогала их, посмотрела и по одному стала складывать назад в бутылку, не забыв при этом в конце закрутить крышку. По-настоящему закручивать у нее пока не получается, она как бы прикрыла крышкой бутылку. 

Несколько раз дочка проделала один и тот же порядок действий. Интересно, что все остальные бутылочки с крышками ее ничуть не заинтересовали. Даже та, самая красивая, с которой в прошлый раз бабушка ей разрешила купаться. 

Из дневника монтессори-педагога

Как только в любой из бутылочек с крышками или кошельков появляется «секрет» в виде маленького камушка или пуговицы, работа с ними приобретает осмысленный характер. В самом деле, какой смысл открывать кошелек, если в нем нет монетки?! Вот почему Малика стала открывать и закрывать именно бутылочку с синими камушками внутри, а не ту, которая понравилась ей в прошлый раз. 

К одному действию тут же прибавилось другое — вынуть из бутылки камушки и затем аккуратно опустить их назад через узкое горлышко. Отличное хозяйственное умение, прекрасная возможность упорядочить несколько предметов и к тому же тренировка пальчиков… 

Последействие  

В этот раз Малика занималась с материалом не более 15 минут. Нам даже показалось, что занятие прошло как-то не очень чинно. Было ощущение беспорядочности этих рабочих минут. Но когда мы потом стали описывать произошедшее и рассматривать фотографии, оказалось, что на самом деле сделано было немало. 

Малышка тоже показала нам это сразу после своего часового дневного сна. Спустив ножки с кровати, Маликуша прямиком отправилась на коврик, где стояли две белые плошки с маленькими кубиками. Плошки, оказывается, ее не интересовали — она просто высыпала из них несколько кубиков. 

Мы наблюдали, что же она будет делать. А Малика стала ставить кубик на кубик. Одну башенку она построила правой рукой, другую — рядом — левой. Отличные вышли башенки — ровненькие, аккуратные. Вот вам и последействие утреннего занятия, его квинтэссенция, самая яркая точка. 


Почти розовая башня 

Из дневника мамы

Войдя сегодня в комнату, Малика прямиком направилась к низкому столику, на котором уже стояла корзинка с кубиками разной величины. Осмотрев внимательно все кубики и, видимо, не найдя ничего подходящего, она огляделась по сторонам. В углу комнаты на полке лежал большой куб из золотых бусин — именно то, что нужно! Малика взяла его и стала вертеть в ручках. 

 Когда все стороны были изучены, она, с моей помощью, стала ставить кубики друг на друга, беря за основу золотой куб. Затем мы разобрали получившуюся башенку, и я предложила Малике построить ее снова, но уже без моего участия. У нее неплохо получилось, правда, интерес очень быстро угас. Малика стала раскидывать кубики, и мы их убрали. 

Из дневника монтессори-педагога

Вот какова может быть презентация этого материала. 
Материал
Розовая башня из четырех кубов с ребрами 10–9 см, 8–7 см, 6–5 см, 4–3 см. Маленький одноцветный коврик. 
Цели
 Прямая: выстроить гармоничную башенку. Косвенная: попытка сравнить величины. Развитие координации движений. Концентрация внимания. Самостоятельная деятельность. Утончение зрительного и тактильного восприятия. 

Презентация для детей до трех лет 
Маленькая розовая башня стоит на низенькой табуретке. Мама, держа ручку малыша в своей руке, вместе с ребенком берут по очереди каждый кубик и складывают их в беспорядке на рабочем коврике около полки. 

Несколько секунд они рассматривают кубики. Затем мама ставит в центр коврика самый большой куб. Ручками ребенка она медленно берет в руки куб, чуть меньший по величине, и ставит его на самый большой. Начало башенки положено! Третий кубик мама с ребенком тоже кладут вместе. А вот четвертый, самый маленький, кубик малыш может поставить на башенку сам. 

Затем мама по одному кубику разбирает башенку, и, если ребенок готов продолжить работу, он делает это уже без маминых рук — самостоятельно. 

Убирать на место кубики маленькой розовой башни тоже следует рука в руке вместе с малышом. Эта работа входит в презентацию материала. В дальнейшем малыш будет легко выполнять ее самостоятельно, выстраивая розовую башенку на табуретке, где она обычно стоит. 


Настоящие геометрические тела 

Из дневника мамы

Мы взяли с полки корзинку, в которой лежали два цилиндра, два кубика и два кирпичика. Интересно было посмотреть, как Малика открывает для себя новые свойства фигур, то есть цилиндр может катиться, а кубик нет. 

Дочка несколько раз попробовала покатить то одну фигурку, то другую, в конечном счете ее больше заинтересовали цилиндры, и следующие пять или шесть минут она только и занималась тем, что катала их по всей комнате. Затем я предложила Малике собрать все фигуры назад в корзинку. 

Обычно дочка с удовольствием помогает складывать вещи на место, но сейчас она отвлеклась на музыкальную шкатулку, которую нашла тут же в комнате. Мне пришлось убирать самой. 

Из дневника монтессори-педагога

 Маликушина мама права. Действительно, интересно наблюдать, как малыши изучают свойства фигур: катится — не катится. Это, как известно, первая часть классической презентации корзинки с геометрическими телами М. Монтессори. 

Нередко наставницы забывают показать ее детям, переходя сразу к изучению названий геометрических тел. А жаль! Малика ясно показала нам, что открытие свойств объемных геометрических форм может происходить именно в полтора года. И особенно малышам нравились именно цилиндры, поскольку они могут катиться по гладкой поверхности. 

В прошлый раз мы уже разобрались, почему это свойство их так завораживает. Значит, корзинку с тремя-четырьмя геометрическими телами можно смело ставить на полку в среде группы «Вместе с мамой». 

В то же время можно еще раз восхититься блестящей идеей М. Монтессори выбрать одним из первых и главных сенсорных материалов именно блоки с цилиндрами, а, например, не с разновеликими призмами. 


Момент успеха 

Поставив корзинку на место, я взяла с полки уже знакомый нам блок цилиндров и переключила Маликушино внимание на него. Она полностью без моего участия вынула все цилиндры из лунок, работая при этом, как и прежде, обеими ручками, затем так же самостоятельно вложила их на свои места. Интересно, что в этот раз она уже безошибочно выбирала нужные лунки. 

Несколько раз Малика продемонстрировала, насколько легко, оказывается, работать с блоками цилиндров, сорвав при этом бурю наших аплодисментов, после чего удалилась укладывать плюшевого медведя спать, тем самым поставив точку в наших сегодняшних занятиях. 

Теперь, когда наша девочка освоила работу с блоком цилиндров, главная задача не трогать ее, дать возможность глубже сосредоточиться на этой работе. 

Со следующего занятия будем смотреть на часы и подсчитаем число повторений. Причем мы разрешим Малике работать двумя ручками в силу обстоятельств, о которых говорилось выше. 

Последействие 

Всегда интересно, к какому из материалов Малика подойдет после сна. Сон в жизни ребенка вообще играет особую роль. В нем как бы закрепляются все наиболее значительные приобретения предыдущего времени. Если мы хотим выяснить, что было самым важным в первой половине дня, ребенка можно «запустить» в подготовленную среду после сна. Первый материал, к которому он подойдет для работы, и будет центральным в его сегодняшней жизни. 

В жизни Малики сегодня было два главных материала — кубики разных размеров, из которых можно строить башенки, и геометрические тела, свойства которых малышка осваивала. Катание цилиндров по полу и наблюдение за их движением, как и в прошлый раз, вызвало у нее большой энтузиазм. 


Не хочу разбирать башню! 

Из дневника мамы

Малика строила розовую башню из четырех кубиков. Она невпопад поставила их один на другой, а затем с силой толкнула получившуюся башенку. Кубики с грохотом рассыпались. 

Мне пришлось сделать строгое лицо и со словами: «Нельзя так делать, Малика! Давай я покажу тебе, как можно» — мы построили новую башню и вместе же ее аккуратно разобрали. Следующая попытка самостоятельного строительства окончилась провалом, то есть готовую башню Малика все так же, с силой, разрушила. Пришлось убрать и розовую башню. 

Из дневника монтессори-педагога

Розовая башня — классический монтессори-материал. Мы уже обсуждали условия, при которых ее можно дать полуторагодовалым малышам. Сегодня мы с Маликушиной мамой убедились, что наш ребенок не выдерживает никакой, даже самой коротенькой презентации, даже «рука в руке», даже строгим или ласковым голосом! Ее действия заключаются лишь в попытках поставить кубик на кубик, чтобы они не упали, а если это удается, башенку надо с грохотом разрушить одним движением руки. Когда разрушишь — чувствуешь себя сильной. Да, Малика? Или какой ты себя чувствуешь, когда толкаешь кулачком башню? 

Но как бы то ни было, розовую башню мы все-таки не убираем в шкаф. В следующий раз оставим в ней только три кубика (четвертый, шестой и восьмой). Проверим, готова ли Маликуша поставить их один на другой в правильном порядке. А если не готова, наберемся терпения и дождемся, пока наша девочка подрастет. Конечно, такая крохотная розовая башенка уже перестает быть классическим монтессори-материалом, и, возможно, ее необязательно красить в розовый цвет… 

Цитата из книги Елены Хилтунен "Толкование детства", изд. "Народная книга" 2013. Фото  из архива Е.А. Хилтунен. 

Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов Е.А.Хилтунен (montessori-books.ru)


 
#наблюдение #школа

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.