Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться письму и чтению. Дневник самообучения. Часть 3

Елена Хилтунен

Занятие 9. Читаем и записываем 

Сегодня дело с освоением новых букв почему-то не идет. С самого утра сплошное рисование. Принцессы с длинными волосами, какие-то горы с перевалами и цветами на полянах... И потрясающая собака ростом с девочку... 

Но все же в какой-то момент Малика вспомнила про буквы. Поскольку руководить процессом изучения новых было некому, она сама принесла из коробки для механического чтения Ю. Фаусек коротенькое слово МАК, которое вчера уже легко прочитывала, и выложила его из подвижного алфавита. Буквы сразу стали большими и ясными для написания. Малика взяла ручку и стала их переписывать. Но слово на карточке не отпускала – держала рядом с собой. 

И вот уже слово переписано! И совсем не плохо – буквы все вместе, М и А написаны вполне правильно. Только буква К пока получилась без палочки. Но это дело поправимое. Время и терпение. 



После обеда Малика посмотрела на свою коробку с буквами и закричала: «Уже почти все выучила! В твоей, бабушка, коробке осталось мало букв, а в моей – много!». Я воспользовалась случаем и предложила ей срочно выучить еще хотя бы одну. Это была буква Ю. Малика нашла ее, и я провела обычный трехступенчатый урок с одной буквой. На него ушло всего несколько секунд. Малика прекрасно сходу обвела букву и очень красиво, вытянув губки, произнесла несколько раз: «Ю-ю-ю...». 

Занятие 10. Подвижный алфавит  

Утром на улице опять светило жаркое солнце и дома сидеть совершенно не хотелось. Нам с Маликой не хотелось, а мальчишкам, которые тут с нами проводят свои каникулы, очень даже хотелось – их невозможно оторвать от компьютера. Иногда мне даже кажется, что я превращаюсь в Бабу-Ягу, выгоняя их во двор. Тем временем Малика вытащила на терраску подвижный алфавит, и я пристроилась к ней на всякий случай со своим фотоаппаратом. «Буду читать, как Настя учила», – сообщила Малика и выложила на стол ровный ряд синих согласных букв. Потом она приставила к верхней розовую гласную и «слила» их вместе: ДЭ. Посмотрела на меня, точно ли она прочла, и, успокоившись, продолжала. Правда, я была несказанно удивлена, откуда она знает букву Э, ведь мы с ней ее не учили. Но, оказывается, откуда-то знает... 


Малика брала одну букву за другой, передвигала их сверху вниз и читала слоги. Тогда я усложнила ей задачу: к двум буквам приставила третью. Слоги стали закрытыми, а Малика без особого труда «слила» вместе и прочитала сразу три буквы. Она стала спускать сверху вниз не одну, а две буквы и каждый раз прочитывала закрытый слог. Так она осваивала способ механического чтения – слияние отдельных письменных знаков в слова. По опыту я знаю, что именно этот путь – самый короткий при самостоятельном освоении детьми чтения. И все-таки долго не брать в руки карандаш Малика не может. У нее настоящая страсть к рисованию и письму. Вот она опять за столом с бумагой и карандашом. 




Никогда не знаешь, какое волшебство тебя ожидает в следующий миг! Маликуша отодвинула от своего столика стул, встала на коленки и глубоко сосредоточилась на процессе рисования. Она переходила от одной позы к другой, склоняясь над своей работой, а я только и успевала нажимать на кнопку фотоаппарата. Посмотрите, какие разнообразные и потрясающе красивые позы принимает ребенок при сосредоточенной работе карандашом. В такие минуты важно только одно. Одно-единственное – не прерывать работу ребенка. 

Занятие 11. Коллекция Ю. Фаусек  

После «родительского дня» Малика была в ударе. Она села за стол, придвинула к себе коробку с буквами, выбрала парочку, выученных нетвердо, переспросила меня, что это за буквы, и принесла такие же из подвижного алфавита. «Буду обводить, – сказала она уверенно. И так же уверенно обвела букву Ю. Штриховать ее Малика не стала, а сразу решила записать ее карандашом. Вышло неплохо! Такая же работа была проделана еще с парой других букв, но потом… работа надоела. Что бы еще поделать? 

– Хочешь, я покажу тебе что-то интересное? – сказала я сакраментальную фразу Монтессори-учительницы. 
– Что покажешь? 
– Вот эту коробку с картинками и с подписями к ним. 

Сняв с полки третью коробку для чтения Фаусек, я предложила Маликуше аккуратно разложить картинки, а затем прочитать на карточках подписи и подложить под картинки. Она с удовольствием принялась за работу. Конечно, с первого раза все точно разложить Малике не удалось. Она старалась читать карточки с подписями и делала это в основном про себя. 

Я в который раз обратила внимание, что дети не читают все слово целиком, а только «обозревают» его, а «сливают» и произносят вслух или про себя всего три-четыре первых буквы. Об остальных догадываются, сопоставляя с картинками. Сопоставление с картинками означает попытку вникнуть в смысл прочитанного. М.Монтессори называла это явление интерпретацией. Интерпретации предшествует механическое чтение, то есть освоение самого способа слияния отдельных букв в слова. Успешная работа Малики с третьей коробкой карточек для чтения Фаусек будет означать, что девочка не только освоила чтение механическое, но и встала на путь чтения отдельных слов с пониманием. В следующий раз эта работа будет продолжена... 



На улице начался ливень, и дети выбежали на крыльцо, чтобы помочить руки-ноги и попрыгать под дождем. А когда вернулись, стали решать, чем будут заниматься. Я работала за компьютером и готовила к печати фотографии детей из Санкт-Петербургской Монтессори-школы. Малика подошла и увидела на экране мальчика, который выводил буквы на подносе с манкой. 

– Я так же хочу попробовать! – сказала Маликуша. И мне пришлось срочно организовать эту работу. Манки у меня в доме не было. Пришлось насыпать в коробку благородной черной соли, которая не вредна ни для ручек ребенка, ни для его живота, так как прокаливается много часов в печи и теряет свои вредные свойства. Я пользуюсь такой солью в хозяйстве. 



Интересно, что Малика старалась писать буквы в точности так, как они изображены на шероховатых дощечках. Она даже ставила точку, с которой надо начинать написание буквы, и подчеркивала букву линией, показывающей ее низ. В конце она спонтанно произносила вслух звук, соответствующий каждой написанной букве.  Наконец, Малика переписала все буквы, которые лежали в ее коробке, и, довольная, побежала вместе с братом в магазин за мороженым... 

Занятие 12. Закон рекапитуляции

Можно сказать, что Малика выучила почти все буквы. Сегодня освоила последние две – Щ и Ё. Ее коробка с шероховатыми буквами заполнилась полностью, а в моей осталось только три самые трудные для Малики буквы: Р, Ц и В. Первые из них она просто не готова пока произносить, а буква В с верхней петелькой никак не запоминается из-за правописания, так как Малика постоянно путает ее с буквой Д – с нижней петелькой. Еще мы пока не разбирались с ней по поводу мягкого и твердого знака. 

Итак, на освоение русской азбуки у Малики ушло примерно 12 десятиминутных занятий. Можно сказать, это рекорд по сравнению с другими детьми, с которыми мне пришлось заниматься освоением письма и чтения.

Но, конечно, до настоящего письма и до настоящего чтения Малике еще расти и расти! И чтобы ее рука чувствовала себя более уверенной, я положила на ее рабочий столик листок бумаги и карандаш (шариковую ручку) и всегда поддерживаю в желании свободно рисовать. Мандолы продолжают быть популярными в ее творчестве, но первый запал прошел. Сегодня, например, она взялась еще раз штриховать мандолу «Сова», но не довела дело до конца, хотя начало штриховки было на порядок выше, чем в первый раз. Сегодня Малика увлеклась вырезанием. 

Знаете, что она стала вырезать? Снежинки! Почему не цветочки, ведь на дворе лето? «А вот так. Хочу, чтобы была зима и Рождество! Поэтому буду вырезать снежинки», – такое было дано мне объяснение. 



Работа с ножницами великолепно тренирует послушность руки при письме. А Малике главное сейчас – научиться точно следовать сигналам, которые подает руке мозг, когда девочка представляет себе, как она будет писать ту или иную букву. Эти сигналы должны закрепиться в ней настолько прочно, чтобы она смогла, не обводя предварительно букву и даже не видя ее, выполнить рукой правильные движения. 

Вот Малика вытащила из первой коробки для чтения Фаусек карточку из розовой серии, положила ее перед собой стороной с письменным шрифтом и пытается переписать слово ДОМ. Не могу сказать, что у нее это точно получается. Пишет она очень-очень медленно, еще медленнее, чем складывает буквы в слова. Письмо это пока лишь механическое – Малика даже не задумывается, какую букву она пишет, не то что пытается прочитать и понять переписанное. Нет! Только бы как можно точнее записать зрительный образ написанного кем-то слова. Но и такой подход на первых порах хорош. Медленно, но верно девочка движется по пути освоения письма. В то же время заметной мотивации необходимости письма и чтения у Малики до сих пор нет. Ее занимает лишь сам процесс работы с карандашом и бумагой.

О генной памяти человеческой руки 

В конце XIX века (1864-1866) немецкими учеными: анатомом Фрицем Мюллером и биологом Эрнстом Геккелем – был сформулирован биогенетический закон частичного повторения филогенеза в онтогенезе. Это означало, что в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам. 

То есть в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человеческого рода. В эпоху развития материализма биогенетический закон нещадно критиковался, так как он фактически предопределял ход психического развития ребенка, игнорируя воздействие на него взрослых. Но в то же время этот закон стоит в основе учения З. Фрейда и других выдающихся психологов и психоаналитиков. 



Мария Монтессори, безусловно, знала о биогенетическом законе и признавала его. Вот что она писала: «Благодаря наследственности каждый эмбрион вынужден проходить все стадии своих предшественников. Таким образом в нем суммировалась или синтезировалась вся эволюция вида. Эта теория получила название «Закона рекапитуляции». 

Самая большая загадка высших видов заключается в том, что в результате столь схожих процессов появляется рептилия, птица, млекопитающее или человек. Ибо различие между этими видами заключается в конечной форме. Это привело к идее одного-единственного созидательного плана природы…» («Впитывающий разум ребенка», стр. 60-62). 

Почему мне вспомнилась эта увлекательная научная идея в момент самой обыкновенной будничной работы по обучению письму маленького ребенка? 

Во-первых, я в своем опыте все больше убеждаюсь, что нельзя ускорить или как-то иначе изменить сроки освоения конкретным ребенком процесса письма и чтения, как нельзя раньше предусмотренного природой времени научить малыша сидеть, ползать, ходить или говорить. И разговоры о раннем развитии этих детских способностей не имеют под собой серьезных оснований, какие бы гениальные методики на этот счет ни предлагались. Природа и родовая генная память ребенка возьмет свое. Намеренно раннее развитие, которое занимает умы многих современных родителей, может привести только к последующим проблемам в психике ребенка или просто сойти на нет в более старшем возрасте. 

Во-вторых, в работе с Маликой, так же, как и с прежними ребятишками, которые осваивали при мне письмо и чтение, я многократно убеждалась в точности биогенетического закона, по которому происходит созревание человеческой личности. Вот и опять пятилетняя Малика показывает мне действие этого закона. Воистину никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. 




Малика без устали рисует чудесные картинки. Разумеется, у меня нет особого восторга от ее прелестных, но совершенно несуразных изображений людей, животных, сказочных героев, цветов или деревьев. Все они абсолютно нереалистичны и карикатурны, хотя не лишены прелестной детской наивности, нежности и умилительной непосредственности. Привожу здесь несколько таких ее рисунков, чтобы был понятен уровень владения Малики карандашом и умение выразить свое восприятие жизни. Это рисунки вчерашнего и сегодняшнего дня. По-моему, чудесные собачки! Такая выразительная троица: мама и два щеночка. Но вот что интересно: Малика рисовала их методом штриховки, который прекрасно освоила в течение последних нескольких занятий. И как же точно она направляла свой черный карандаш! Все детали тела, головок с ушками, собачьих лапок и хвостиков прорисованы аккуратно и выразительно. И ведь штриховка как нельзя лучше исполняет здесь замысел маленькой художницы. Малика сегодня много рисовала, и все — именно методом штриховки. 



А теперь – и это самое интересное – посмотрите, как Малика рисует деревья. Вы скажете: «Что особенного? Все дети так рисуют!». Вот именно! ВСЕ дети так рисуют деревья: толстый-претолстый ствол и наверху нечто похожее на крону. Те, кто помладше, вместо кроны рисуют кружочек. Но откуда эти толстенные стволы и смешные кургузые верхушки? Я тоже не обратила бы на них внимания, если бы дети не затащили меня в воскресенье в музей природы. Мы вошли в зал древнего мира, и... я вдруг на огромном музейном макете увидела эти самые Маликины деревья – толстенный ствол и что-то зеленеет на макушке. Вот это да! Оказывается, именно такие деревья сложились из раскопок археологами стоянок первобытных людей. 

Не означают ли они действие в каждом из нас и в наших детях и внуках биогенетического закона природы, о котором писала М. Монтессори? Не генная ли память руки работает в моей маленькой Маликуше, когда она берет в руки карандаш? А ведь вполне возможно! Даже наверняка это так, ведь когда-то ее рука рисовала человечка без одежды, а только с головой, с очень большими руками с многочисленными пальчиками, потом этот человек надел на себя юбку или штаны, застегнулся на пуговицы, повесил на уши серьги, а на шею бусы – все, как и происходило в истории человеческого рода. 



Самые древние на планете деревья. Они произрастали 385 миллионов лет назад. И вот теперь, в конце сенситивного периода созревания языка, родовая генная память руки Малики выводит письменные знаки с неуверенностью первобытного человека. Но биогенетический закон природы приведет ее руку от самых древних основ к современности в фантастически короткий срок – всего за один-два года жизни. И, как и миллионы других детей на нашей планете, Малика будет красивым почерком писать письма своим друзьям. Немножко терпения! 

Занятие 13. Дети учат детей 

Конечно, такое письмо не назовешь каллиграфическим. Но зато оно абсолютно спонтанное – никто Малику не просил, даже внимания на ее работу сначала не обратил. А знаете, кто заметил поляризацию ее внимания на письме? Воспитательница финского детского садика, в который ходит Маликуша. Воспитательница испугалась и вечером с тревогой сообщила маме, что с ее девочкой творится что-то неладное. Малика больше не рисует никаких картинок, а только непонятные знаки, абсолютно не похожие, например, на финские буквы. И вообще ни на что не похожие. «Вот, полюбуйтесь», – сказала воспитательница, протягивая маме листы с Маликушиными «непонятными знаками». Мама, конечно, засмеялась и стала Маликушу обнимать, целовать и хвалить. 
– ???? – не поняла воспитательница. 
– Все нормально, – объяснила мама, – просто бабушка научила Малику писать русскими письменными буквами... И буквы у нее уже неплохо получаются! 



Малика, действительно, перестала на некоторое время рисовать – только пишет буквы и слова. Это как раз и означает не просто концентрацию внимания девочки на письме, а явную его поляризацию, то есть многоразовую сосредоточенную работу с одним и тем же материалом (в данном случае с карандашом и бумагой). Письменные знаки производят сейчас на девочку такое сильное впечатление, что оно не может сравниться ни с каким другим рисованием. Для нее важным стало именно письмо букв. 

Пару дней назад мы с ее старшим братом Мартином ходили в исторический музей. И там он сфотографировал витрину, где были выставлены старинные ручки и перья. Мартин настоял, чтобы мы зашли в магазин канцелярских товаров и купили баночку с черной тушью и ручку с настоящим старинным пером. Дома он попробовал и писать и рисовать пером. Красиво! Малика крутилась тут же. И, конечно, тоже стала требовать, чтобы ее допустили к перу и туши. «Ладно, – разрешил Мартин, – пусть попробует». 

Мы расстелили газетный лист бумаги и аккуратно открыли баночку с тушью. Малика торжественно взяла ручку с пером и принялась медленно писать первую букву. Конечно, это была ее любимая буква М. Он ее любит больше других, потому что ее имя начинается с этой буквы, и еще слово «мама». 




Потом на белом листе появились и другие буквы, и даже слова. Пером писать, конечно, сложнее, чем карандашом или шариковой ручкой. Но зато видны все огрехи каллиграфии. Например, Малика не точно пишет крючочек у буквы А. Надо предложить ей еще и еще раз обводить буквы пальчиком на шероховатых дощечках. Но пока я не стала ее отвлекать – попытка писать пером все же важнее. 

После десяти минут письма Малика устала от напряжения и побежала на балкон, где мальчики разглядывали свои комиксы. Они ее не приняли, и девочка, грустная, вернулась обратно. Медленно прошлась вдоль полок с коробками коллекции Фаусек и сказала: «Ладно, тогда я буду карточки читать». Я взялась за фотокамеру, когда она разложила на своем столике первую коробку карточек для механического чтения и списывания. Она уже раньше пыталась переписывать многие карточки из этой коробки, а теперь принялась читать их вслух. 

Занятие 14. Подписи к картинкам

Мне представляется, что это очень важный момент – ребенок сознательно осваивает способ чтения. Малика уже поняла, что читать – это значит «сливать», объединять друг с другом рядом стоящие буквы, как бы нанизывать их на одну ниточку. И, поскольку почти все буквы она уже выучила, она тренируется сама с собой в этом способе обращения с ними. Если забывает какую-то букву – спрашивает. И особенно ей нравится после такого медленного прочтения слова догадаться, что оно означает. Вслух она произносит сначала почти все буквы отдельно, но гласные довольно легко сливает с согласными, и потом уже произносит все слово целиком. 

Интересно: когда Малика работает с третьей коробкой для чтения Фаусек, где надо поставить подписи к картинкам, она читает слова про себя и сразу ставит подпись, иногда ошибаясь. Видимо, как и все дети, торопится и прочитывает только первую часть слова, а об остальной догадывается, сопоставляя с картинкой. Но если перед ней нет картинки, а только слово, она читает его вслух, смешно вытягивая губки и напряженно проводя пальчиком под словом, как бы подгоняя себя таким жестом... 



На этом я решила оборвать свой уже четвертый Дневник наблюдений за маленькими детьми, которые самостоятельно учатся писать и читать. Далее наступает время спонтанных тренировок и упражнений. Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек публикуют в своих книгах изумительные образцы детского, почти каллиграфического, письма. 

Наверняка это лучшие работы детей из их групп и классов. Не все достигают таких успехов в подобной работе. Но нам более всего важно, чтобы именно ВСЕМ пяти-шестилетним детям и дома, и в детском саду, и в школе были предоставлены максимальные условия для проявления их спонтанной активности в освоении письма и чтения. Каждый раз, когда мы будем наблюдать трудности детей в этом процессе, нам придется обернуться и пробежать глазами по полкам и шкафчикам нашей среды – все ли в ней мы обустроили так, чтобы дети легко и радостно самостоятельно научились писать и читать? 

 Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (35) 2012 г. Фото автора.
#развитие языка #наблюдение #чтение

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.