Сенсорная математика и радужная музыка. Из дневника монтессори-бабушки
Как быть, если Вы видите, что ребенок взял с полки предмет или материал, совершенно не подходящий ему по возрасту? Отобрать? Или понаблюдать, что он с этим предметом будет делать? А, может быть, вспомнить, что почти любой материал Монтессори можно использовать в работе с детьми разного возраста совершенно по-разному? А еще лучше воспользоваться примером старших внуков.
Кейс первый. Биномиальный куб
В прошлый раз из-за этого куба Эмми чуть не поссорилась со старшей сестрой Ниньей, которой 5 лет, и которая ходит в монтессори-сад. А сейчас ссориться было не с кем, и Эмми, вспомнив, как с материалом обращалась Нинья, положила крышечку куба между створками ящика, вытащила на стол все кубики и призмочки, расставила их по порядку, и уверенно собрала биномиальный куб, будто с пеленок знала, как это делается.
Я подумала: все-таки здорово М. Монтессори придумала собирать в группы именно разновозрастных детей – друг у друга они, оказывается, лучше учатся, чем у взрослых – такие чудеса! И хорошо, когда у нас с вами, дорогие монтессори-бабушки, есть куча разновозрастных внуков-правнуков. Если нет, то можно позвать соседских детей на полчасика.
Кейс второй. Радужная музыка
Мне все-таки пришлось оторваться от компьютера, потому что Эмми обнаружила в шкафу что-то новенькое. Это была «Радужная музыка» Татьяны Ермолиной из ее музыкальной детсадовской Программы. Радужные колокольчики чудесны!
В этот раз мы с Эмми легко выучили до, ре, ми. Через обычный трехступенчатый урок. 1 ступень. Слушай звон, Эмми, красный колокольчик это - ДО. А оранжевый – РЕ. А желтый - МИ! 2 ступень. Позвени колокольчиком РЕ, а теперь -колокольчиком ДО… 3 ступень. Какой колокольчик звенит?... А теперь какой?...
И потом мы спели и сыграли песенку «До-ре-ми»! Здорово?
Но самое главное было потом. Эмми взяла из кухонного шкафчика ложку и плошечку и ударила легонько ложкой по краю плошки. «Ух ты!!! Бабушка, слушай!!! Это же ДО!!! Я послушала: и правда, ДО. Не МИ и не РЕ, а именно ДО!
Кейс третий. Детские рисунки
После обеда и тихого часа, который у нас всегда называется ПЧМ (это означает, как и в моем детстве, «Полтора Часа Молчания»), Эмми сразу положила на свой столик металлические рамки и вкладки Монтессори – у меня есть несколько штук. Вернее, она их не положила, а поставила в желобок столика.
В 3 года самое время ловить концентрацию в работе с карандашами. Сначала можно обводить рамку, а потом и вкладку. В третьей части пробовать штриховку. Эти первые обводки и штриховки детей я родителям не отдаю – подписываю дату и автора и кладу в свою коллекцию детских рисунков, в которой за долгие годы собрано уже больше 1000 работ моих детей, внуков и правнуков.
...Звонок в дверь – мама за Эмми пришла.
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.