Все гораздо сложнее, чем организация биологической лаборатории
«Новая школа должна служить не науке, но человечеству. Учителя смогут развиваться, наблюдая жизнь, открывающуюся их взгляду. Отсюда следует, что готовить учителей нужно по-новому, по нашей методике. И тогда педагогические кадры решительно изменятся. Уже с первых шагов, робких и неумелых, сложится новый тип учи теля. Он учится не говорить, но молчать, не обучать, а наблюдать, облачаться не в горделивое самоуверенное достоинство, а в смирение». М. Монтессори
Мария Монтессори. 1916 год
«Конечно, не все школы соответствуют высокому научному уровню, но им надо уметь ориентироваться в области экспериментальных наук. Психический рост ребенка зависит от среды и свободы. Эти принципы должны стать «жизненным правом», признанным за новыми поколениями, правом, которое будет основой философской и социальной концепции обязательного образования, опирающейся на государственную экономику и силы самих детей. Если психические проявления учеников обычных школ не ценны для психологов, они все же ценны сами по себе. Так самоценна красота природы». (М. Монтессори)
Юлия Фаусек. 1920 год
Из Дневника наблюдений 1920 года
Петров Анатолий (Толя), 4 года.
22 марта.
С призывом к порядку мальчик входит в класс и, как и раньше, ходит от столика к столику (а), потом берет рамки для завязывания (b), очень скоро бросает, подскакивает к соседу и портит его работу (смешивает цветные таблички – с).
Остановленный руководительницей, уносит со своего столика рамку и берет цилиндрические вкладки (d), упражняется беспорядочно, роняет цилиндрики на пол, бросает работу, сталкивает со стула девочку (е).
Руководительница сажает его отдельно и дает ему картинки. Толя сидит спокойно 10 минут и с интересом разглядывает картинки (f), потом встает, убегает в другую комнату, где бесцельно и шумно бегает из угла в угол (g).
В 11 час. возвращается в класс, берет рамку для застегивания, работает спокойно 10 минут (h), опять убегает в другую комнату, бегает так же шумно (i), на музыку отзывается (к), но в движениях не принимает участия: сидит спокойно в уголке и следит за товарищами.
Екатерина Яковлева. 2013 год
Начало свободной работы у 4–6 классов. Все ребята получили настрой от учителя на день, ознакомились с тематическим планом дня сверились со своими планами, выбрали себе дело и засели за работу. Лишь один паренек мается: ищет учителя Лену (Лена куда-то вышла). Вышел из класса в библиотеку, обошел бильярдный стол, прошелся по полкам с материалами, зашел в класс, открыл личный ящик, закрыл ящик, подошел к парте, положил маркер, снял кофту, взял маркер, подошел к личному ящику, открыл, закрыл, прошел вокруг общего стола, поправил стулья, положил маркер на доску, вышел, зашел, сел за парту, встал, подошел к личному ящику, отрыл, порылся, достал тетрадь, закрыл...
И так минут 10, пока Лена не вернулась. Тогда часть детей собралась за круглым столом с учителем, где Лена объясняет какую-то тему. Мой герой тоже присоединился.
Решают задачи на движение. Паренек спорит с одной девочкой как решать: линейным уравнением или через систему. Девочка отстаивает свое право самой искать решение и делать по-своему. Лена поддерживает обоих, предлагает, чтобы он попробовал так-сяк, одно перевел в другое... Тот пыхтит, решает сам, смотрит у товарища, рассуждает, доказывает, недоумевает, требует от учителя помощи и объяснений. Лена не спешит, кстати, с прямыми советами и быстрых ответов не дает, но внимательно присутствует рядом, следит и поддерживает поисковую активность ученика, акцентирует его усилия...
«С точки зрения психологии развития, как бы мало ни была она представлена в нашей деятельности, очевидно, как осторожно следует показывать ребенку развивающие материалы, с каким уважением к его свободе. Эти условия необходимы для проявления психических феноменов, которые станут объектом наблюдений. Требуется специальная среда и подготовка персонала. Все гораздо сложнее, чем организация биологической лаборатории. Нашей лабораторией может стать только самая совершенная школа, придерживающаяся научных методов работы. Учитель здесь – работник, аналогичный «дипломированному препаратору». (М. Монтессори)
«Самовоспитание и самообучение в начальной школе»
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.