Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Наблюдаем чудесный переход от биогеографии к… грамматике!

Юлия Ядрихинская

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками? 

Идеи Люси Леттэр

Известно, что во всех детских садах Монтессори мира есть традиция в комнатах для свободной работы детей ставить на каждый рабочий столик маленький цветочек в горшке или в вазе с водой. Традиция связана с именем англичанки Люси Леттэр. 

Перечитывая труды Монтессори, мы обнаружили в самой первой ее книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» упоминание о Люси Леттэр (Lucy R. Latter), с которой она вместе с Аличе Франкетти познакомилась в своих многочисленных поездках по миру. Это было примерно в 1908 году. Уже работал Дом детей Марии Монтессори в Риме, а в имении Ла Монтеска баронесса Аличе Франкетти уже открыла свои первые аграрные школы для детей работниц ткацких мастерских. 

Конечно, сейчас не начало прошлого века, и аграрные школы для дошкольников нам, возможно, и не нужны. Но согласитесь, что Монтессори была права, когда говорила: «Без сомнения, человек создал себе много радостного в общественной жизни и внес в нее великий гуманизм и любовь. Тем не менее, он все еще принадлежит природе. Ребенок в особенности обязательно должен черпать из нее силы, необходимые для развития его тела и духа. Мы находимся в теснейшем общении с природой, оказывающей влияние – даже материальное – на рост нашего тела» (Мария Монтессори). 

И кроме того, это неправда, что маленькие дети не в состоянии изучать большой мир, находясь в обычной комнате современной городской квартиры. И компьютер тут ни при чем. Просто взрослые должны помочь детям. Так мы придумали и начали осуществлять проект «Зеленый материк», включившись в занятия Биологической школы Юлии Ремпель. 

Проект "Зеленый материк"

Ребенок выбирает в пазле с континентами тот, который ему в данный момент кажется привлекательным, обводит его на плотной ткани, вырезает и кладет на блюдечко. А затем… посыпает семенами, например, кресс-салата. Поливает и - готово! – можно наблюдать, как из семян через некоторое время появятся ростки зелени. 

Некоторые дети сразу уносят свой материк домой. Хотят постоянно наблюдать и ухаживать. Первые два дня семена прорастают в темноте, в шкафу. Европа - часть Евразии. 

Лиза на свою модель части материка бережно высыпала много-много семян. На четвертый день появились малюсенькие листочки. Но потом… Потом произошел чудесный переход! К чему переход? Лизонька написала предложение. Поделила его на части. Каждое слово обозначила символом. И стала играть в....грамматику! Да, это может быть весело. Если исчезает какая-то часть речи, смысл предложения меняется или вообще исчезает. Значение глагола, существительного, местоимения, предлога, прилагательного удивительным образом раскрывается после их исчезновения из предложения. 

Озеленение Антарктиды

Тимур сразу решил озеленить Антарктиду! Да, сейчас там холодно, поверхность материка покрыта льдом... Но ведь можно помечтать? А пока травка растет, выложу-ка я из Большого подвижного алфавита название материка! И выложил!... 


Весенняя Азия

Ваня озеленял Азию и с тщательностью опытного учёного подошёл к выполнению задачи: прежде всего озеленить, затем выложить название из Большого подвижного алфавита, и в самом конце найти место материка Азия на карте-пазле.
Вернувшись из своих поездок в Италию в 1909 году, Мария Монтессори пишет: «Если в интересах физической жизни необходимо подвергать ребенка животворному влиянию сил природы, то в такой же мере интересы его психической жизни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием и чтобы он мог открывать ее прямому воздействию воспитательных сил самой природы. В этой связи, лучше всего приучать ребенка к сельскохозяйственному труду, к разведению животных и растений и к разумному наблюдению природы».
#видео наблюдение #природа и культура

Читайте по теме:

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Дети-исследователи жизни

Юлия Ядрихинская

Понимание сути исследовательской работы детей с научными монтессори- пособиями - это значимая внешняя сторона деятельности наставника. Истинный монтессори-учитель проходит долгий путь духовного роста, он учится любви, терпению, сдержанности, смирению, учится быть равным своим ученикам.

#видео наблюдение #детский сад #творчество

Новый проект Юлии Ядрихинской

Юлия Ядрихинская

Когда расширяются рамки упражнений с классическим материалом Монтессори, ярче и точнее становятся наблюдения жизни детей, работающих в новой парадигме. Меняется и роль педагога, если заново измерить его уникальность, осознанность и степень креативности. Подхватывая прежде случайно наблюдаемый интерес детей, педагог сам предлагает им некий «заводной» проект и тут же отпускает их в свободное плавание в работе с материалом. Дети увлекаются и можно отойти в сторону со своей видео или фотокамерой, ухватывая объективом наиболее яркие моменты концентрации детского внимания.

#видео наблюдение #русский язык

О первых научных книжечках Ю.И. Фаусек и о детском творчестве

Юлия Ядрихинская

Чтобы сосредоточить детское внимание на одном каком-нибудь предмете, надо, чтобы предмет был выделен из числа других предметов, чтобы рядом с ним не было вещей, отвлекающих детское внимание, чтобы сам предмет содержал в себе элементы, привлекающие и удерживающие это внимание, и чтобы упражнение с этим предметом заключало в себе начало и конец, т.е. определённую и вполне оконченную умственную работу, удовлетворяющую детские усилия. Того же надо придерживаться и при чтении у маленьких детей. Юлия Фаусек

#видео наблюдение

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.