Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Важно точно наблюдать, чтобы точно мыслить. И. Г. Песталоцци

Нелли Федорова

«Умственное образование само по себе никак не способствует зарождению в человеке простоты и невинности, из чего исходят все средства подъема человеческого существа к более возвышенной, Божественной сути, – считал Песталоцци. Как на колючках не вырастут фиги, а на чертополохе не родится виноград, так не принесет плода любви одностороннее умственное образование, оторванное от воспитания сердца» 

В период от 0 до 6 лет ребёнок строит себя, он осваивает навыки, которые дают возможность не зависеть от взрослого. Задача взрослого понять, что развивает ребёнок на данном этапе, помочь ему в освоении навыков, через подготовленную среду. А для этого надо наблюдать. 

Алиса и кувшинчик с водой 

Когда я провожу время с внучкой, то не только играю, но еще и наблюдаю за ней. Сняла небольшое видео во время ее работы. Алиса сама себе организовала деятельность. Я в это время пекла блины. 

Девочка открыла дверцу шкафа, где стоит ее посуда. Достала чашку, потом кувшин. Поставила на стол. Попросила налить воды в кувшин. Я поставила кувшинчик с водой на ее стол. Алиса села на стул, потом встала, достала еще одну чашку, поставила на стол. Села и стала переливать. Я стала наблюдать. 

  • Алиса взяла кувшин за ручку, вылила воду из кувшина в чашку справа.
  • Остановилась, заглянула в кувшин.
  • Левой рукой взяла другую чашку за край, поставила её перед собой. При этом она смотрит в сторону кувшина.
  • Выливает остатки воды в эту же чашку. Вылилось несколько капель.
  • Алиса заглянула в кувшин, наклонила его еще раз над чашкой, вода не льётся.
  • Она отставила кувшин в правую сторону.
  • Взяла правой рукой чашку справа и переливает воду в другую чашку. Ставит ее на стол.
  • Потом берет левой рукой за ручку другую чашку и переливает воду в пустую чашку.
  • Переливает ещё раз в обратном направлении. Оставляет чашки на столе.
  • Берет кувшин. Заглядывает в него. Наклоняет над пустой чашкой. Вода не льется.
  • Держит кувшин за ручку правой рукой. Берет чашку с водой за ручку левой рукой.
  • Выливает воду из чашки в кувшин, держит их навесу.
  • Ставит чашку, заглядывает в пустую, выливает немного туда воды из кувшина.
  • Перемещает кувшин к другой чашке, наклоняет, выливает капельку.
  • Оставшуюся воду выливает в первую чашку с водой. 
Алиса работает 12 минут. 


Приступим к анализу

Алиса сама выбрала себе деятельность. Достала из шкафа и поставила на стол нужный материал (он не стоял готовый на полочке). Обратилась за помощью, когда она ей понадобилась (попросила налить воды). Самостоятельно начала переливание. Работает сосредоточенно, не отвлекается на посторонние шумы. Сконцентрирована на деятельности. Работает и правой, и левой рукой. Движения достаточно точные и уверенные. Вода не проливаемся на стол, когда переливает из чашки в чашку или из кувшина в чашку и обратно. Кистевой захват сформирован, всей кистью держит кувшин и чашку за ручку. Захват крепкий, удерживает кувшин и чашку навесу. Внимательно следит за тем, как льется вода. Интерес сохраняется на протяжении всей работы.

В  работе Алисы есть исследовательская деятельность: пробует переливать воду в 2 чашки. Пытается разлить так, чтобы вода была и в одной, и в другой чашке. В одной чашке воды больше, в другой совсем чуть-чуть. Пока не получилось разлить поровну.

Видно, как Алиса наливает воду в 1 чашку и плавно переносит кувшин к другой чашке, выливает капельку и возвращает кувшин к 1 чашке. По ее движениям можно предположить, что она хочет разлить воду равномерно в 2 чашки.

Вывод

  • Алиса справляется с переливанием воды из 1 сосуда в другой.
  • Она открыла для себя новый вариант переливания - из кувшина в 2 ёмкости.
  • Ее точка интереса распределение воды в 2 емкости.
  • Алиса развивает глазомер, утончает движения глаз рука.
  • Открывает для себя понятие поровну.

Задача учителя

 1. Подготовить для Алисы переливание из кувшина в 2 небольшие ёмкости одинаковых размеров. Налить в кувшин воды столько, сколько войдёт в эти 2 ёмкости.
2. Дать презентацию "переливание воды" в 2 ёмкости" поровну.



Что делать с наблюдениями? 

Когда-то и я не знала для чего так много наблюдать за детьми и что потом делать с этими наблюдениями. Все приходит с опытом. Когда мы наблюдаем, понимаем, что происходит в данный момент, можем простроить траекторию движения вперед. Наблюдения помогают избежать, предотвратить конфликты, истерики, любое девиантное поведение. Наблюдения помогают увидеть, что у ребёнка получается хорошо, а что вызывает затруднения, какую помощь оказать, какой материал, урок, книгу или занятие предложить, что поменять в окружающей ребёнка среде. 
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци. 
И отсюда следует главная задача учителя – он стремится интенсивно повысить умственные силы ребенка. Это значит, что педагог (или родитель) должен сначала изучить ребенка, понять его природу, то есть его желания, устремления, таланты, а уж потом его учить, развивая то, что дано Богом (Природой). Другими словами: обучение – это не есть запихивание в ученика неких знаний, которые учителю представляются верными. 

Обучение – это развитие в юном человеке того, что заложено в нем от рождения. «Умственное образование само по себе никак не способствует зарождению в человеке простоты и невинности, из чего исходят все средства подъема человеческого существа к более возвышенной, Божественной сути, – считал Песталоцци, – Как на колючках не вырастут фиги, а на чертополохе не родится виноград, так не принесет плода любви одностороннее умственное образование, оторванное от воспитания сердца» 


Для наблюдений важна цель

Наблюдения ради наблюдений — это путь в никуда. Прежде чем наблюдать надо понимать для чего я это делаю. Важно: 
- для наблюдений нужна цель, мы задаём себе вопрос, на который хотим получить ответ 
- собираем факты, все что происходит в данный момент 
- анализируем эти факты, опираясь на научные данные 
- делаем выводы: это происходит, потому что... 
- принимаем решения, что мне надо сделать, что изменить, чтобы помочь ребенку в развитии. 

Это непросто. Чтобы найти ответ приходится тестировать разные гипотезы, иногда приходится наблюдать несколько раз, иногда достаточно одного раза. Но этому можно научиться.

Подробнее можно узнать из авторского курса Нелли Фёдоровой на канале ТГ "Тайны детства"  https://t.me/Nellifedorovaomontessori
#наблюдение #школа

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.