Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Темы материала:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...

Группа авторов

Учиться у детей никогда не поздно. В последнее время мы совершенно забыли эту истину. Нам говорят – чтобы тебя уважали, как педагога, надо накопить денег и пойти на специальные курсы, где лекции читают доктора наук и лучше – иностранные. Главное получить серьезный Диплом. А уж потом идти работать к детям. Но вот вопрос: у каких профессоров педагогики училась, например, Юлия Ивановна Фаусек? Какие у нее были иностранные дипломы? Она отвечает нам на него каждой строчкой своих книжек. Ее главная педагогическая школа – дети, с которыми она ежедневно работала. 

Елена Куценко, учитель начальной школы Елена Литвяк, монтессори-учитель Евгения Соколова, учитель истории Геннадий Соловьев, журналист По материалам газеты «Первое сентября», №70, 2000 год 

 …что домашние задания не нужны 

На педсовете директор нашей школы в очередной раз призывала педагогов работать с родителями. «Если не будете это делать, то, как найдете взаимопонимание?». Но ничего нового мы придумать не могли. На следующий день во 2 «Б» проходили Пушкина, и Елена Викторовна сказала: «Домашнее задание – пойти на Тверской бульвар, сесть на лавочку и зарисовать дом XIX века». 
– А как же мы туда одни пойдем, это же далеко, на метро надо ехать. 
– А вы попросите родителей! Скажите, что за невыполнение домашнего задания вам будет плохо. 

Дети так и сделали. И надо же: все родители клюнули и на учебный процесс сразу стали работать, пушкинскую эпоху вместе с детьми изучать. Без всякого родительского собрания. И даже без объявления в раздевалке. Вот тогда я и поняла, что мам, пап и бабушек совсем не обязательно в школу вызывать. Стоит только детям сказать, что без родительской помощи им не обойтись. Тогда они с родителями и сами работу проведут... 


 …что на бегемота есть воробей 

Повел я пятилетнюю внучку в зоопарк. И там мы смотрели бегемота. Не через решетку, а через стекло такое толстое. Бегемот стоял ел отруби и вдруг повернулся к нам и разинул пасть. Здоровенная! А зубы какие смешные! Но тут я испугался за внучку, что она сейчас насмотрится, и спать потом не будет. 

Стал я тогда ее исподволь готовить к тому, что бегемот не страшный: посмотри, мол, какие у него ушки, какие глазки и так далее... Вдруг внучка перебивает меня и кричит: 
– Деда! Смотри! Какие там у бегемота в тарелке воробышки прыгают! 

...Вот так! Воробышки! И нет никакой пасти! Ребенок видит, что воробышкам не страшно, и ему не страшно. И тогда я понял, как часто мы приписываем детям свои собственные страхи. 


 … что педагогическое чудо бывает 

Однажды мы с Александром Борисовичем Калмановским (светлая ему память) повезли свой класс в Политехнический музей. Ребята вели себя там просто замечательно: чинно задавали вопросы, что-то солидно записывали и даже ничего не трогали руками. Такой подвиг, безусловно, требовал вознаграждения. Поэтому мы отпустили их отдохнуть в крошечном скверике перед музеем. 

Александр Борисович пошел в книжный магазин неподалеку. Я осталась, и следующие пятнадцать минут моей жизни были незабываемы. Наши милые, воспитанные ребятишки вознаграждали себя за несколько часов благонравия: с дикарским видом они охотились на местных голубей, устраивали засады в кустах и гонялись друг за другом с людоедскими воплями. 

Редкие прохожие и парочки на скамейках взирали на эту банду с ужасом, а я старательно смотрела в другую сторону и делала вид, что не имею к этому безобразию ни малейшего отношения. Конечно, я могла бы их остановить, но, во-первых, им был обещан отдых. А, во-вторых, повода вмешаться у меня не было: весь этот смерч младшего школьного возраста не оставлял жертв и разрушений ни в своих рядах, ни среди окружающих, а только оскорблял их взгляд своей необузданностью. 

И вот долгожданный миг: показалась фигура Калмановского, который, не торопясь, переходил через улицу. Подойдя к нам, он дал обычную команду сбора: «Хоп-хоп, третий класс!» На лицах людей, сидевших на скамейках, появились скептические усмешки. Ну-ну, мол, посмотрим. 

Боюсь, мы их разочаровали: ребята, помня уговор, мгновенно прекратили возню, встали друг за другом и из толпы буйно помешанных тут же превратились в симпатичных третьеклассников. Окружающие были ошеломлены. Именно в тот момент я поняла, что и в педагогике возможны чудеса. 


 …что опыт не важнее интуиции 

Дети - они живые, парадоксальные, изменчивые. Они упорно не хотят занимать нишу, раз и навсегда отведенную для каждого учителем, и, кажется, готовы при всяком удобном случае разбивать стереотипы учительского сознания. 

Только по лености подумаешь: мальчикам нужны шумные игры, а девочкам тихие, как вдруг видишь – футбольные страсти и беготня с оружием забыты, мальчишки сидят вокруг стола вместе с девочками и с азартом и удовольствием плетут фенечки, обсуждая узоры. Или кажется, что по многолетнему опыту можно с уверенностью сказать: мост, построенный из кубиков напротив двери в класс, с грохотом рухнет после звонка, ребячья толпа попросту снесет его. Но вдруг видишь, как тридцать человек целый день осторожно переступают через него, чтобы не разрушить хрупкую конструкцию. 

Так рухнуло еще одно стереотипное представление о ребенке как о существе, слабо себя контролирующем. Дети словно бы сказали мне: «Похожие ситуации только кажутся похожими. Мы – каждый день разные, мы растем и меняемся, не застывая в том образе, который вы про нас сочинили». 

И тогда я сформулировала для себя «правило моста»: никогда не выстраивай окончательный образ ребенка. А в ежедневной практике это означало: не спеши зачислять в отстающие, не думай, что задира будет вечно доставлять неприятности, а отличник будет вечным отличником, – все меняется. И именно интуиция и чувство, подсказывающие тебе, что сейчас на самом деле происходит с ребенком, часто оказываются лучшими помощниками, чем накопленный опыт. 

Елена Куценко, учитель начальной школы 
Елена Литвяк, монтессори-учитель 
Евгения Соколова, учитель истории 
Геннадий Соловьев, журналист 
По материалам газеты «Первое сентября», №70, 2000 год 
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (36) 2013 г. 
Фото: интернет-источник
#наблюдение #школа

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.