Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Мы просто учимся профессионально смотреть на ребенка, читать по лицу, по глазам, рукам, позе

Светлана Селезнева

Автор этой статьи Светлана Селезнева рассказывает, как она использовала на занятиях в вузе сразу несколько необычных методик. Все они созвучны педагогике Монтессори, так как предлагают участникам учебного курса вглядываться в мир детей и записывать рефлексию своих наблюдений. Предлагаем и вам, коллеги, испробовать на практике, например, метод рассматривания детских фотографий. 

Как можно учить педагогике 

Я собираю детские портреты и работаю над ними со студентами уже лет пятнадцать, а все как-то стеснялась рассказывать об этом методе, хотя давно убедилась, как эффективны эти занятия для будущих учителей. Изобрела я его, работая на кафедре педагогики и психологии в пединституте в Душанбе. 

Меня вечно мучила проблема: как из в большинстве своём неярких, не раскрытых школой, не укреплённых личностно, а то и вовсе затюканных школой ребят всего за 4–5 лет сделать учителей, людей, способных по-особенному почувствовать, увидеть, понять, усилить и укрепить ребёнка. Ведь педагогический вуз никогда этим не был озабочен (но, конечно, были и есть счастливые исключения). 

Как-то прочитала у А. Б. Орлова о психологической центрации личности учителя, своего рода “повернутости”, обращённости его к одной из шести сторон педагогической системы: 1) администрация (“проверяющие”), 2) родители, 3) коллеги-учителя, 4) учебный предмет и ЗУНы по нему, 5) я-концепция учителя (самоутверждение, его личностная успешность), 6) ребенок. 

Орлов писал тогда, что подготовка учителя гуманистической школы – это прежде всего работа по децентрации его со всех и всяческих сторон педагогической системы, кроме ребёнка, его интересов, потребностей, мотивов, его судьбы. Тогда это было для меня буквально озвучиванием моих многолетних мыслей о сути профессиональной подготовки учителя. 

Но как повернуть студента к ребёнку, как сделать его навечно детным человеком, как говорил Симон Львович Соловейчик? 

Так вот, тогда я решила, что в институте надо изо всех сил “поворачивать” студентов к ребёнку, изо всех сил и самыми разными средствами. Это и стены института, которые могут стать своеобразной галереей детских портретов, и лучшее кино, и спектакли (мы смотрели вместе “Чучело”, “Легко ли быть молодым”, “Маленькую Веру”, “Флейту”, “Дорогую Елену Сергеевну”). 
Смотрели, обсуждали, спорили, ссорились, плакали, размышляли, “делали душу зрячей”. Это все было в рамках моего авторского сто часового экспериментального курса, который мне позволили организовать мои ректор и проректор. Курс условно назвала “Основы педмастерства”, по сути же это была дидаскология, развитие психолого-педагогической культуры учителя.


Как открыть студентам их самих

Я ставила своих учеников в ситуации успеха, озарения, устраивала каждому из них их “звёздный час”. На грандиозных двухдневных конкурсах педмастерства, проводимых по законам КТД (коллективной творческой деятельности), совершались потрясающие неожиданности, чудеса перевоплощений “затюканных” четверокурсников. 

Помню, как дюжий парень тряс меня за плечи и твердил: “Ну, почему вы не сделали со мной этого раньше, я же сейчас другой человек, я теперь хожу по институту, как гладиатор, я узнал себе цену, понял, как много могу и смогу”.

Глаза в глаза 

Вот тогда-то я и начала работать с портретами детей. Собирала их долго и тщательно, лица детей с “изюминкой”, с проблемой, с тайной, с болью, достоинством, упрёком, вызовом, с внутренним свечением. Вырезала их из журналов, газет, студенты несли мне их пачками, но годились для меня очень немногие, те, которые можно было назвать педагогическими. 

Эти занятия студенты на заключительном рефлексивном круге неизменно называли самыми запомнившимися. Обычно я начинала занятие так: “Сегодня мы будем работать с фотографиями детей. Выберите интересного для вас ребенка, и постарайтесь “прочитать” его по следующей примерной схеме: 

 Записывая эти пункты, студенты, как правило, ропщут: “Да мы что вам, экстрасенсы? Как это можно угадать?! А вы-то хоть знаете этих детей, правильные ответы?” Я успокаиваю: все у вас получится, угадывать ничего и не надо, вы просто постарайтесь влезть в шкуру этого ребенка, пофантазировать, повоображать, предположить. Ваши мнения могут не совпадать с партнером по работе, высказывайте эти несовпадения, вы можете предполагать все, что придет в голову, что подскажет вам ваша интуиция. Мы просто учимся профессионально смотреть на ребенка, читать по лицу, по глазам, рукам, позе. 

Это увлекательнейшее занятие! Я уверена, что природа наделила этим великим даром каждого из нас, но мы им практически не пользуемся.


Рефлексия фотопортрета 

А дальше студенты выбирают “своего” ребенка (иногда с учетом проблем и особенностей студентов я намеренно подсовываю им нужный фотопортрет), и начинается волшебство! 

Надо видеть их в этот момент! Теплеют глаза, умными, добрыми становятся лица, они спорят, совещаются с другими столами, показывая им “своих” детей, с интересом разглядывая “чужих”... 

Потом пары по очереди начинают свои рассказы. Это бывает необыкновенно интересно, эмоционально, поразительно глубоко и профессионально. Я бываю на седьмом небе от счастья на этих занятиях, потому что почти физически ощущаю, как наполняет пространство аудитории что-то истинно человеческое, теплое, живое, естественно, душевное и духовное. 

Если вдруг прозвенит звонок, а еще не все рассказали о “своих” детях, начинаются ропот, возмущения, просьбы: давайте не пойдем на перемену, отменим (перенесем, заменим) следующую пару, потому что “это нельзя прерывать”. Ну, а я говорю им, что потрясена происходившим на занятии, что увидела их всех вдруг настоящими волшебниками, людьми, наделенными великой способностью чувствовать, сопереживать, любить, понимать и принимать другого человека. 

Самое удивительное, что о каждом портрете в разных группах говорят практически одно и то же. Значит, в этом что-то есть, значит, всем нам дано это самое психологическое внутреннее точное зрение и актуализация его возвышает, усиливает, обогащает и укрепляет нас. 

 Помните, Карл Роджерс считал эмпатию одним из главных факторов личностного роста? Я убеждаю студентов (а они тоже бывают ошеломлены открытием в себе этого дара “духовного зрения”), что они должны развивать, тренировать это зрение. 

“В транспорте, на улице, в автобусе, в кинотеатре, на телеэкране – вглядывайтесь в человека, “читайте” его, сопереживайте, сочувствуйте, помогайте, если можете, добрым взглядом, улыбкой, словом, прикосновением”. 

 ...А потом в 93-м я уехала из Душанбе в Воронеж. Бесценную папку свою вместе со всем имуществом оставила навсегда в брошенной квартире. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (22) 2010 г.
Фото с сайта: www.photosight.ru

#наблюдение #школа

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.