Мы просто учимся профессионально смотреть на ребенка, читать по лицу, по глазам, рукам, позе
Как можно учить педагогике
Как открыть студентам их самих
Я ставила своих учеников в ситуации успеха, озарения, устраивала каждому из них их “звёздный час”. На грандиозных двухдневных конкурсах педмастерства, проводимых по законам КТД (коллективной творческой деятельности), совершались потрясающие неожиданности, чудеса перевоплощений “затюканных” четверокурсников.
Помню, как дюжий парень тряс меня за плечи и твердил: “Ну, почему вы не сделали со мной этого раньше, я же сейчас другой человек, я теперь хожу по институту, как гладиатор, я узнал себе цену, понял, как много могу и смогу”.
Глаза в глаза
Вот тогда-то я и начала работать с портретами детей. Собирала их долго и тщательно, лица детей с “изюминкой”, с проблемой, с тайной, с болью, достоинством, упрёком, вызовом, с внутренним свечением. Вырезала их из журналов, газет, студенты несли мне их пачками, но годились для меня очень немногие, те, которые можно было назвать педагогическими.
Эти занятия студенты на заключительном рефлексивном круге неизменно называли самыми запомнившимися. Обычно я начинала занятие так: “Сегодня мы будем работать с фотографиями детей. Выберите интересного для вас ребенка, и постарайтесь “прочитать” его по следующей примерной схеме:
- придумайте его имя, чтобы он стал реальнее, живее, роднее (кстати, я убедилась, что лучше выполнять эту работу в парах, тогда ребята смелее предполагают, воображают, поддерживают друг друга, спорят, ищут ответ);
- подумайте о том, сколько человеку лет и в каком классе он может учиться (если это школьный возраст);
- порассуждайте о его темпераменте (моторика, преобладающие эмоции, активность, реактивность);
- определите отношение к учению, самочувствие в школе;
- взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе и дома с членами семьи;
• подумайте о его самооценке и любимых занятиях;
- опишите душевное состояние, схваченное фотографом;
- пофантазируйте, как может сложиться жизнь ребенка, кем станет, каким будет характер, отношение к себе и людям;
- каковы будут ваши рекомендации по специфике воспитательных усилий по отношению к этому ребенку, родителям, педагогам, одноклассникам?”
Записывая эти пункты, студенты, как правило, ропщут: “Да мы что вам, экстрасенсы? Как это можно угадать?! А вы-то хоть знаете этих детей, правильные ответы?” Я успокаиваю: все у вас получится, угадывать ничего и не надо, вы просто постарайтесь влезть в шкуру этого ребенка, пофантазировать, повоображать, предположить. Ваши мнения могут не совпадать с партнером по работе, высказывайте эти несовпадения, вы можете предполагать все, что придет в голову, что подскажет вам ваша интуиция. Мы просто учимся профессионально смотреть на ребенка, читать по лицу, по глазам, рукам, позе.
Это увлекательнейшее занятие! Я уверена, что природа наделила этим великим даром каждого из нас, но мы им практически не пользуемся.
Рефлексия фотопортрета
А дальше студенты выбирают “своего” ребенка (иногда с учетом проблем и особенностей студентов я намеренно подсовываю им нужный фотопортрет), и начинается волшебство!
Надо видеть их в этот момент! Теплеют глаза, умными, добрыми становятся лица, они спорят, совещаются с другими столами, показывая им “своих” детей, с интересом разглядывая “чужих”...
Потом пары по очереди начинают свои рассказы. Это бывает необыкновенно интересно, эмоционально, поразительно глубоко и профессионально. Я бываю на седьмом небе от счастья на этих занятиях, потому что почти физически ощущаю, как наполняет пространство аудитории что-то истинно человеческое, теплое, живое, естественно, душевное и духовное.
Если вдруг прозвенит звонок, а еще не все рассказали о “своих” детях, начинаются ропот, возмущения, просьбы: давайте не пойдем на перемену, отменим (перенесем, заменим) следующую пару, потому что “это нельзя прерывать”. Ну, а я говорю им, что потрясена происходившим на занятии, что увидела их всех вдруг настоящими волшебниками, людьми, наделенными великой способностью чувствовать, сопереживать, любить, понимать и принимать другого человека.
Самое удивительное, что о каждом портрете в разных группах говорят практически одно и то же. Значит, в этом что-то есть, значит, всем нам дано это самое психологическое внутреннее точное зрение и актуализация его возвышает, усиливает, обогащает и укрепляет нас.
Помните, Карл Роджерс считал эмпатию одним из главных факторов личностного роста? Я убеждаю студентов (а они тоже бывают ошеломлены открытием в себе этого дара “духовного зрения”), что они должны развивать, тренировать это зрение.
“В транспорте, на улице, в автобусе, в кинотеатре, на телеэкране – вглядывайтесь в человека, “читайте” его, сопереживайте, сочувствуйте, помогайте, если можете, добрым взглядом, улыбкой, словом, прикосновением”.
...А потом в 93-м я уехала из Душанбе в Воронеж. Бесценную папку свою вместе со всем имуществом оставила навсегда в брошенной квартире.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (22) 2010 г.
Фото с сайта: www.photosight.ru
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.