Могут ли дошкольники сами себе составить программу по математике?
Ваня 6 лет
Комментарий наставницы
Коля 6,5 лет
Комментарий наставницы
Саша 6 лет
17.03 - Комод с примерами на сложение, коробка №2.(по инициативе Марины)
Комментарий наставницы
Редко занимается математикой. Решает примеры с пониманием, но боится ошибиться, просит посидеть рядом: «А то я вдруг что-то решу не так».
Стёпа 6 лет
7.10 - Комод на сложение коробка №1.
15.12 - Комод на сложение коробка №3 находил пример в которых ответ 11.
16.12 - Презентация Комод на сложение коробка №4 (сам попросил показать)
18.12 - То же сам.
22.12 - То же сам.
26.1 - Презентация золотого материала.
16.03 - Сказал что остановился на 4 коробке Комода на умножение. Презентация Комод на умножение, коробка №1. Очень быстро понял принцип, решал легко, полностью самостоятельно.
17.03 - Комод на умножение взял 2 коробку. Позвал показать презентацию. 19.03 - Презентация (позвал) Комод на умножение коробка 3. Выяснилось, что путается в порядковом счете двузначных чисел. Презентация цепочки сотни (инициатива Марины).
Комментарий наставницы
Занимается математикой довольно много, но не постоянно с перерывами. После каждого перерыва на другом уровне понимания. Много пропускает занятий, много наблюдает за работой других.
О логике детского выбора
Рассмотрим график соотношения логики детских выборов математического материала и построения образовательных программ в области математики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
График с неподдельной ясностью показывает, что в отличие от линейного построения традиционных образовательных программ, созданных современными методистами и учеными и в нарушение всех норм изучения математики каждый из детей выбирал для себя уникальный путь освоения этой области знаний и двигался по этому пути в индивидуальной логике изучения материала.
Интерпретация деятельности
Ваня 6 лет
Ваня работал длительное время в январе с математическим материалом, а потом у него был длительный перерыв в течение 6 недель. Его больше интересует материал, где нужно находить ответ по заданному алгоритму. Начало его работы в январе было с написания цифр, и в середине марта он опять вернулся к этой работе.
Коля 6,5 лет
Математический материал Коля берет регулярно, перерывы в. Материал, который был ему презентовали, берет в последующие дни и с удовольствием им занимается, а так же с самостоятельно возвращается к более простому материалу и повторяет работу с уже известным ему материалу. Как бы повторяет, закрепляет ранее полученные знания.
Саша 6 лет
Саша достаточно редко обращается к математическому материалу. Предпочитает, чтобы кто-нибудь был рядом, когда она решает примеры, боясь ошибиться, хотя, понимает, как и что делать. Наверно, именно поэтому она выбирает форму работы, где есть другой человек: посмотреть презентацию, продемонстрировать материал другому (например, практикантке) или чтобы просто побыл кто-то рядом. Работает с материалом понемногу, но способности понять хватает, чтобы двигаться далее.
Стёпа 6 лет
Степа обращается к математическому материалу с длительными перерывами в 1,5 – 2 месяца, но начинает с того места где остановился. В эти периоды «погружения» в математику делает значительные скачки в освоении материалов. Как, например в марте за три дня при работе с комодом на умножение Степа перешел от коробки №1 к коробке № 2, а потом к коробке №3. В освоении материала движется достаточно поступательно, не возвращаясь к изученному. Много наблюдает за работой других.
Ребенку предоставляется возможность самостоятельно осуществлять выбор, определяя тем самым свой путь развития в той или иной области знания. Задача наставницы помочь ему сделать этот выбор более осознанным.
Можно констатировать, что у каждого из детей, чья работа отражена в дневнике, свой уникальный способ освоения математического материала. Кто-то постоянно обращается к материалу, а кто-то периодически, но с очень высокой интенсивностью. Кто-то материал выбирает последовательно, а кто-то перескакивает «пренебрегая» нашей взрослой логикой. Кто-то движется, выбирая с каждым разом более сложный материал (опять же с нашей взрослой точки зрения), а кто-то возвращается для повторения. И видно на занятиях, что, выбирая материал самостоятельно, дети занимаются с ним очень концентрированно, и, если говорить по взрослому с высокой мотивацией.
Конечно, внимательная наставница может предположить, что ребенку в данный момент презентовать, чтобы у ребенка были возможности освоения материалов в зоне ближайшего развития, но выбор конкретного материала в конкретный момент времени лучше всего совершает сам ребенок. Уникальная личность – уникальный путь развития. Для того чтобы процесс познания был упорядочен, мы создаем предметно-развивающую монтессори-среду с дидактическими материалами расположенными в определенном порядке.
Дети и взрослые выбирают разное
Ребенку предоставляется возможность самостоятельно осуществлять выбор, определяя тем самым свой путь развития в той или иной области знания. Задача наставницы помочь ему сделать этот выбор более осознанным.
Таким образом, подтверждается гипотеза нашего исследования, о том, что самостоятельный выбор детьми старшего дошкольного возраста образовательной деятельности соответствует их естественной потребности в обучении и формирует их мотивацию к обучению.
Этот выбор в большинстве случаев не совпадает с логикой составителей существующих программ развития математического мышления у детей дошкольного возраста, которые предлагаются к использованию в детских садах и начальных школах.
Наше понимание личностно-ориентированного образования требует создания новых условий для свободного и естественного развития детей, которые соответствовали бы естественному развитию каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом отношении является специально подготовленная среда, созданная в контексте монтессори-педагогики.
Цитата из статьи монтессори-педагога Алексея Колабаева, 2009 год
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.