Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Могут ли дошкольники сами себе составить программу по математике?

Алексей Колабаев

Наблюдение проводилось в группе детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые работали в монтессори-среде свободно, то есть имели право собственного выбора материала, времени и места работы с ним. Меня интересовал вопрос, как дети выбирают тот или иной материал для учебной работы в условиях самостоятельного выбора. Какова логика их выборов? Совпадает ли она с логикой традиционных программ, предназначенных для развития математического мышления у старших дошкольников в детском саду? Влияет ли свободный выбор детьми образовательной деятельности на их мотивацию к познаниям в области математики? 

Основными аспектами наблюдения были: 
 • Как часто ребенок обращается к математическим материалам Монтессори; 
 • Какова последовательность выбора ребенком математического материала. 

Для составления более полной картины работы с математическим материалом одного ребенка Степы Р. были так же использованы записи из дневника монтессори-педагога Марины Белозеровой, работающей в этой группе. Использовать записи для моего исследования оказалось возможным, т.к. наблюдения Мариной проводилось по тем же критериям. 


Ваня 6 лет 

12.1 - Письмо цифр. 
15.1 - Презентация и работа Доска на сложение с полосками. Презентация и работа Доска на сложение на запоминание Доска 1. 
19.1 - Презентация доски на деление, и решил 2 примера. Презентация доски на запоминание пальчиковой на вычитание отвлекся, но вернулся и долго работал – примерно 1 час 20 мин. 
20.1 - Презентация и работа Доска на умножение. Немного сбивается на порядковом счете. 
 26.1 - Работа Доска на сложение на запоминание Доска 1. Доска на сложение на запоминание Доска 2. Золотой материал раскладывал с другими детьми, не закончили. 
10.03 - Состав числа на цветных стержнях (инициатива Марины). Письмо цифр. 
12.03 - Письмо цифр. 

Комментарий наставницы

Интенсивное время, после чего долгое время с математикой не работает. Пропустил многие материалы с бусинами и стержнями, возвращаться к ним не хочет. Не всегда понимает принцип действия, просто механически запоминает последовательность действий (доски на запоминание). Старается делать, то что получается механически. 


Коля 6,5 лет 

18.1 -  Доска на умножение. Решает с удовольствием. 
19.1 - Доска на сложение с полосками. 
26.1 -  Презентация доски на вычитание на запоминание и презентация маленьких штанг состав числа. Умеет в уме, но любит возвращаться к простому материалу. 
10.2 - Презентация умножение на золотом материале и динамического сложения (попросил показать). 
16.2  - Взял золотой материал и делал динамическое сложение. 
24.2 - Работал с доской на умножение по книжке с примерами – выстраивание таблицы (начал выстраивание таблицы). 
2.03 - То же, продолжение. 
3.03 - То же 
12.3 -  Примеры на сложение на цветных стержнях. 

Комментарий наставницы 

Получает огромное удовольствие от процесса. Много раз возвращается к одному материалу. Понимает суть действий. Может с одинаковым интересом заниматься и со сложными материалами (арифметические действия), и с простыми (состав числа на штангах). 


Саша 6 лет 

13.1 -  Веретена  (показывала практикантке). 
15.01 – Большая презентация десятичной системы 
19.02 –презентация Веретёна (знаки «больше, меньше, равно»), числа и чипы. 16.03 – Комод с примерами на сложение, коробка №2.(по инициативе Марины) 7-8 примеров, боялась сделать неправильно.

17.03 - Комод с примерами на сложение, коробка №2.(по инициативе Марины) 

 Комментарий наставницы 

Редко занимается математикой. Решает примеры с пониманием, но боится ошибиться, просит посидеть рядом: «А то я вдруг что-то решу не так». 


Стёпа 6 лет 

7.10 - Комод на сложение коробка №1.

15.12 - Комод на сложение коробка №3 находил пример в которых ответ 11. 16.12 - Презентация Комод на сложение коробка №4 (сам попросил показать) 18.12 - То же сам.
22.12 - То же сам.
26.1 - Презентация золотого материала.  
16.03 - Сказал что остановился на 4 коробке Комода на умножение.  Презентация Комод на умножение, коробка №1. Очень быстро понял принцип, решал легко, полностью самостоятельно. 

17.03 - Комод на умножение взял 2 коробку. Позвал показать презентацию. 19.03 - Презентация (позвал) Комод на умножение коробка 3. Выяснилось, что путается в порядковом счете двузначных чисел. Презентация цепочки сотни (инициатива Марины). 

Комментарий наставницы 

Занимается математикой довольно много, но не постоянно с перерывами. После каждого перерыва на другом уровне понимания. Много пропускает занятий, много наблюдает за работой других. 


О логике детского выбора 

Рассмотрим график соотношения логики детских выборов математического материала и построения образовательных программ в области математики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

График с неподдельной ясностью показывает, что в отличие от линейного построения традиционных образовательных программ, созданных современными методистами и учеными и в нарушение всех норм изучения математики каждый из детей выбирал для себя уникальный путь освоения этой области знаний и двигался по этому пути в индивидуальной логике изучения материала. 


Интерпретация деятельности 

Ваня 6 лет

Ваня работал длительное время в январе с математическим материалом, а потом у него был длительный перерыв в течение 6 недель. Его больше интересует материал, где нужно находить ответ по заданному алгоритму. Начало его работы в январе было с написания цифр, и в середине марта он опять вернулся к этой работе. 

Коля 6,5 лет 

Математический материал Коля берет регулярно, перерывы в. Материал, который был ему презентовали, берет в последующие дни и с удовольствием им занимается, а так же с самостоятельно возвращается к более простому материалу и повторяет работу с уже известным ему материалу. Как бы повторяет, закрепляет ранее полученные знания. 

Саша 6 лет 

Саша достаточно редко обращается к математическому материалу. Предпочитает, чтобы кто-нибудь был рядом, когда она решает примеры, боясь ошибиться, хотя, понимает, как и что делать. Наверно, именно поэтому она выбирает форму работы, где есть другой человек: посмотреть презентацию, продемонстрировать материал другому (например, практикантке) или чтобы просто побыл кто-то рядом. Работает с материалом понемногу, но способности понять хватает, чтобы двигаться далее. 

Стёпа 6 лет 

Степа обращается к математическому материалу с длительными перерывами в 1,5 – 2 месяца, но начинает с того места где остановился. В эти периоды «погружения» в математику делает значительные скачки в освоении материалов. Как, например в марте за три дня при работе с комодом на умножение Степа перешел от коробки №1 к коробке № 2, а потом к коробке №3. В освоении материала движется достаточно поступательно, не возвращаясь к изученному. Много наблюдает за работой других.  

Ребенку предоставляется возможность самостоятельно осуществлять выбор, определяя тем самым свой путь развития в той или иной области знания. Задача наставницы помочь ему сделать этот выбор более осознанным. 

Можно констатировать, что у каждого из детей, чья работа отражена в дневнике, свой уникальный способ освоения математического материала. Кто-то постоянно обращается к материалу, а кто-то периодически, но с очень высокой интенсивностью. Кто-то материал выбирает последовательно, а кто-то перескакивает «пренебрегая» нашей взрослой логикой. Кто-то движется, выбирая с каждым разом более сложный материал (опять же с нашей взрослой точки зрения), а кто-то возвращается для повторения. И видно на занятиях, что, выбирая материал самостоятельно, дети занимаются с ним очень концентрированно, и, если говорить по взрослому с высокой мотивацией. 

Конечно, внимательная наставница может предположить, что ребенку в данный момент презентовать, чтобы у ребенка были возможности освоения материалов в зоне ближайшего развития, но выбор конкретного материала в конкретный момент времени лучше всего совершает сам ребенок. Уникальная личность – уникальный путь развития. Для того чтобы процесс познания был упорядочен, мы создаем предметно-развивающую монтессори-среду с дидактическими материалами расположенными в определенном порядке. 

Дети и взрослые выбирают разное

Ребенку предоставляется возможность самостоятельно осуществлять выбор, определяя тем самым свой путь развития в той или иной области знания. Задача наставницы помочь ему сделать этот выбор более осознанным. 

Таким образом, подтверждается гипотеза нашего исследования, о том, что самостоятельный выбор детьми старшего дошкольного возраста образовательной деятельности соответствует их естественной потребности в обучении и формирует их мотивацию к обучению. 

Этот выбор в большинстве случаев не совпадает с логикой составителей существующих программ развития математического мышления у детей дошкольного возраста, которые предлагаются к использованию в детских садах и начальных школах. 

Наше понимание личностно-ориентированного образования требует создания новых условий для свободного и естественного развития детей, которые соответствовали бы естественному развитию каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом отношении является специально подготовленная среда, созданная в контексте монтессори-педагогики.

Цитата из статьи монтессори-педагога Алексея Колабаева, 2009 год

#наблюдение #математика

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.