Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

О том, как девочка по имени Малика училась быть самостоятельной. Часть 2

Елена Хилтунен, Екатерина Хилтунен

Кто из монтессори-педагогов не знает презентации блоков с цилиндрами? Конечно, ее знает любой, потому что в работе невозможно обойтись без азбуки. Но многие ли замечали, что происходит с ребенком, особенно маленьким, когда он пытается работать с этим классическим монтессори-материалом?

Если бы мы в совершенстве умели наблюдать за малышами, прежде чем обратиться к производителям за покупкой, то хорошо бы подумали, найдя в каталоге материалов для самых маленьких так называемые упрощенные блоки с цилиндрами.

История с блоками цилиндров 

Из дневника мамы

Насчет блоков с цилиндрами у меня были некоторые сомнения, я думала, что Малика не сможет пока вставлять в ячейки цилиндры нужного размера, но наша бабушка настояла, чтобы мы попробовали. Оказалось, что доченька отлично справляется с этим заданием! 

Я показала ей, как это нужно делать, лишь один раз. После этого она сама вынула все цилиндры и расставила перед собой.  Малика по одному стала вставлять цилиндры в пустые ячейки. Если оставались «лишние», она начинала все сначала и делала это до тех пор, пока не вставила все цилиндры на свои места! 

Из дневника монтессори-педагога

Кто из Монтессори-педагогов не знает презентации блоков с цилиндрами? Конечно, ее знает любой, потому что в работе невозможно обойтись без азбуки. Но многие ли замечали, что происходит с ребенком, особенно маленьким, когда он пытается работать с этим классическим монтессори-материалом? 

Если бы мы в совершенстве умели наблюдать за малышами, прежде чем обратиться к производителям за покупкой, то хорошо бы подумали, найдя в каталоге материалов для самых маленьких так называемые упрощенные блоки с цилиндрами. 

Мне самой еще вчера казалось, что нет материала, который делался бы нашими фабриками более совершенно и точно, чем этот. Когда меня спрашивали, что «из сенсорики» надо поставить в группу для малышей прежде всего, я говорила: упрощенные блоки с цилиндрами. 

И вот Малика сегодня показала мне, что, оказывается, наши упрощенные блоки не так-то совершенны, хотя сделаны по аналогии с классическим монтессори-материалом, пережившим столетие и так любимым детьми всего мира. Посудите сами. 

Мы принесли блок с цилиндрами на балкон и поставили на пол, так как Маликуша уже немного устала работать с материалом стоя. Дело в том, что пропорции тела малышей в полтора года еще не окончательно сформировались для прямохождения и ножки слабы, чтобы долгое время удерживать слишком массивное тело. Малика сидела, поджав их под себя. (Жаль, что мы забыли про маленький коврик.) Такая поза ребенка гораздо устойчивее, чем если бы малыш стоял или сидел. 

Было понятно, что классическую презентацию блоков с цилиндрами придется изменить. Маликушина мама села рядом с дочкой, которая тут же вынула из лунки самый большой цилиндр и стала его разглядывать и ощупывать. 

Я заметила, что малышке тяжело одной рукой держать такой большой цилиндр за шишечку и она крутит его перед собой, иногда прижимая к груди в поисках опоры. Мама показала ей, как брать цилиндр за шишечку тремя пальцами и вынимать из ячейки, а потом вставлять обратно. 


Сколько должно быть цилиндров?

Маликуша вытащила сразу несколько цилиндров, легко справившись с этой задачей. Спонтанно она стала работать с четырьмя первыми по величине цилиндрами. Остальные не трогала. 

Интересно, что, перед тем как вставить цилиндры в нужные лунки, она брала сразу два из них в обе ручки, как бы сравнивая зрительно и тактильно, и лишь затем, примериваясь, пыталась вставить в ячейку. Правая ручка работала активнее —именно ею она пыталась вставить цилиндр. 

Уже сейчас можно сделать вывод о том, что, предлагая малышам до трех лет работать с классическим блоком цилиндров М. Монтессори, надо оставить в нем только четыре цилиндра и, кроме того, при изготовлении материала использовать именно третий, четвертый, пятый и шестой, чтобы они были легкими. 

Еще раз я убедилась в этом, рассматривая фотографии, сделанные во время эксперимента. На фотографии также видно, что, если мы хотим, чтобы такая малышка работала именно пальчиками, а не обхватывала шишечку цилиндра кулачком, надо, видимо, и саму шишечку делать на несколько миллиметров меньше. 

Но это мы попробуем доказать в следующий раз, сравнив работу Малики с обычными пазлами-вставлялками с нашими блоками цилиндров. 

Обратим внимание еще на одну деталь. Малика работала с цилиндрами М. Монтессори вполне самостоятельно и в высшей степени концентрированно. 
Феномен врожденной концентрации и поляризации внимания, из которого следует весь дальнейший метод самостоятельного познания мира, открытый Марией Монтессори, ориентирует нас, взрослых, на поддержку этого природного явления и в очень раннем возрасте. 
В этот раз я наблюдала, как Малика (ей сейчас 19 месяцев) без помощи взрослых сделала важное открытие. Оказывается, чтобы точнее вставить цилиндр в ячейку блока, можно не только разглядеть размер ячейки, но и пощупать ее. То есть невольно малышка включила в работу не только зрительные, но и тактильные ощущения. 

Мне показалось важным, что эту возможность она открыла именно сама, а не повторила элемент маминой презентации материала, в который этот жест обычно включают. На этом можно было бы закончить нашу историю с блоком цилиндров. Но… 


Утреннее послесловие 

Утром Малика занималась с материалом ровно 15 минут. Затем она ушла есть и спать, а мы убрали все экспериментальные игрушки в шкаф, планируя к следующему разу исправить замеченные в них ошибки. Но блок с цилиндрами остался стоять на подоконнике. 

И вот, спустя некоторое время, когда Малика проснулась, а мама замешкалась около компьютера, я вдруг заметила, что малышка уже стоит около подоконника. 

Хорошо, что блоки были такие тяжелые, что ребенку непросто сдвинуть их с места, то есть блок вряд ли упадет с подоконника. Маликушина мама схватила фотоаппарат и сделала несколько снимков. Малышка усердно вынимала из блока и вставляла назад цилиндры. Оторвать ее от этого занятия было невозможно. 

Я посмотрела на часы. Концентрация внимания на работе с материалом у малышки не прерывалась уже 15 минут, то есть ровно столько, сколько она занималась со всем материалом утром! 

Я назвала это событие последействием утренних упражнений с экспериментальным материалом. И подумала, что умение обращать внимание на образовательные эффекты работы ребенка с дидактическим материалом и стремление их анализировать означает выход педагога на первую ступеньку проникновения в глубинный смысл всей педагогики Марии Монтессори. Как здорово изобретать собственные велосипеды! 


Сразу двумя руками? 

Из дневника мамы

Сегодняшнее наше занятие началось совсем не так, как мы планировали, — по дороге к бабушке Маликуша заснула в машине и проснулась не в самом лучшем расположении духа. Несмотря на это, приехав наконец и увидев знакомые блоки цилиндров на подоконнике, дочка оживилась и стала доставать их из ячеек. 

Из прошлого занятия мы поняли, что цилиндров должно быть не больше четырех, поэтому «лишние» ячейки пришлось заклеить. Наши робкие попытки предложить ей кубики, которые по плану были первыми, Малика отмела, отдав предпочтение блокам. 

Я взяла Маликушину ручку в свою. Мы попробовали выполнить упражнение с цилиндрами вместе. Тремя пальцами (то есть шестью) мы взяли первый цилиндр за шишечку и аккуратно поставили перед собой. Сначала Малика заинтересованно следовала за моими движениями, затем высвободила свою руку и продолжила занятие по-своему. Она доставала цилиндры одновременно обеими руками. Спустя несколько минут цилиндры ей явно наскучили. К тому же, как и в прошлый раз, долго стоять рядом с подоконником оказалось не очень удобно. 

Из дневника монтессори-педагога

Действительно, классические блоки с цилиндрами малышам до трех лет не подходят. Во-первых, сам блок с десятью цилиндрами слишком тяжел, и ребенок может работать с ним только стационарно, то есть блок всегда должен стоять на полу. 

Стол, даже низенький, в виде подставки не годится, так как до трех лет ножки ребенка еще недостаточно развиты и время, которое малыш может проводить в положении стоя, не соответствует продолжительности врожденной концентрации внимания, на которую ребенок этого возраста способен. Ясно, что блок с цилиндрами станет гораздо легче, если его укоротить. 

Во-вторых, оказалось, что для полуторагодовалого ребенка тяжело поднимать за шишечку два самых больших цилиндра. Поэтому мы вынули их из классического блока и заклеили лунки. А несколько малых цилиндров попросту опасны для таких маленьких, так как их диаметр меньше, чем диаметр горла ребенка. Их лунки мы тоже заклеили еще в прошлый раз. 

Итак, сегодня дело у Маликуши пошло гораздо лучше. Она легко доставала все четыре средних цилиндра из лунок и вставляла их обратно. Причем действовала сразу двумя руками — и левой, и правой. Любой детский психолог объяснит это явление. 
Ребенок рождается с идентичным строением правого и левого полушарий головного мозга. Преимущественного развития правой или левой руки в правом и левом полушариях не наблюдается до трех лет. 
Маликушина активная работа и той, и другой рукой или обеими руками вместе ясно подтверждает этот факт. По мере того как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих им пульсов, и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Поэтому мы решили и в дальнейшем приветствовать работу малышки с любым материалом обеими руками — пусть у нее подольше равно развиваются оба полушария головного мозга. 

В эксперименте с Маликой ясно, что блока с четырьмя цилиндрами среднего размера и с шишечками чуть меньшими, чем у классических, ей вполне достаточно. 

И второй вопрос: есть ли смысл предлагать малышке другие варианты цилиндров, кроме блока В? (Фабрики продают упрощенные цилиндры в комплекте.) Может быть, весь набор блоков необходим для упражнений детей только после трех лет? 

Кстати, в книгах самой Марии Монтессори описываются только три блока с цилиндрами. Четвертый, так называемый обратный, видимо, был создан гораздо позднее, и не исключено, что лишь в коммерческих целях. Коммерция, конечно, хорошее дело, но мы же все-таки пытаемся действовать по законам именно монтессори-педагогики. А главный ее закон — следовать за ребенком.

Цитата из книги Елены Хилтунен "Толкование детства", изд. "Народная книга" 2013. Фото  из архива Е.А. Хилтунен. 

Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов Е.А.Хилтунен (montessori-books.ru)

#наблюдение #школа

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.