Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Три записи Льва Николаевича Толстого 1862 года в Дневнике наблюдений Яснополянской школы

Лев Толстой

" Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться — это школа... Учитель учит по моим советам, но всё-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3—4, и никогда не скучно. Нельзя сказать, что это за дети — надо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал. Подумайте только, что в продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины, ни один и ни одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова". Лев Толстой 

Дом школы теперь почти отделан

"Три большие комнаты — одна розовая, две голубые заняты школой. В самой комнате, кроме того, музей. По полкам, кругом стен разложены камни, бабочки, скелеты, травы, цветы, физические инструменты и т. д. По воскресеньям музей открывается для всех, и немец из Иены (который вышел славный юноша) — делает эксперименты. 

Раз в неделю класс ботаники, и мы все ходим в лес за цветами, травами и грибами. Пения четыре класса в неделю. Рисование шесть (опять немец) и очень хорошо. Землемерие идет так хорошо, что мальчиков уже приглашают мужики. Учителей всех, кроме меня, три. И еще священник два раза в неделю... 

Классы положены с 8-ми до 12 часов и с 3-х до 6, но всегда идут до двух, потому что нельзя выгнать из школы — просят еще. За обедом и ужином, и после ужина мы — учителя — совещаемся. По субботам же читаем друг другу наши заметки и приготовляем к будущей неделе». (Лев Николаевич Толстой. ПТ, стр. 154—155.) 

Вероятно, в связи с этими совещаниями учителей возник в Яснополянской школе и особый «Дневник», в который каждый преподаватель вносил свои замечания и наблюдения, и который должен был служить непосредственным отражением всей текущей работы школы. 

Несколько слов о Дневнике наблюдений 

Мысль об этом «Дневнике» возникла, по-видимому, у самого Толстого, который внес в него и первую запись. Первое время он очень аккуратно вел это дело и ежедневно вносил в «Дневник» записи своих занятий. Он занимался с учениками преимущественно математикой — со старшим классом, но иногда брал на себя и младшие отделения; иногда же предлагал ученикам писать сочинения по собственному выбору и желанию (28 февр., 6 марта), или же сам рассказывал им из русской истории (7 марта), делал химические опыты (28 февр.) или вел беседы с младшими детьми. 

Алгебру и геометрию, рисование и черчение преподавал Густав Федорович Келлер, молодой немец, приехавший с Толстым из Германии в мае 1861 г.; он же производил на уроках физические и химические опыты. Келлер приехал в Россию совершенно не зная русского языка, но в скором времени настолько освоился с ним, что мог вести дело преподавания; однако свои записи в «Дневнике» он вносил на немецком языке. 

Значительную и разнообразную часть школьной работы вел в Яснополянской школе Петр Васильевич Морозов: кроме обучения чтению и письму, он преподавал арифметику, русскую и священную историю и вел с детьми общие беседы. 

Для обучения закону божьему два раза в неделю приходил в школу приходский священник К. Пашковский. 

 В Яснополянской школе систематически применялись приемы, несколько напоминающие ланкастерскую систему взаимного обучения: старшие ученики школы обучали младших чтению и арифметике, под руководством учителя и самого Толстого. 

Всего в школе, судя по «Дневнику», было 37 учеников, из них 32 мальчика и 5 девочек. Старший класс состоял из 12 учеников, которые делились на два отделения, по своему возрасту и подготовке; младший состоял также из двух отделений; однако, это деление по группам соблюдалось не особенно строго. 
Записи в «Дневнике Яснополянской школы» велись от 26 февраля до 14 марта 1862 г. Толстой, по-видимому, довольно скоро охладел к этому делу: последняя запись сделана им 10 марта. 


26 февраля. Понедельник 

Старший класс. Математика
Морозов был услан (надо останавливать игры). Игнатка, Ромашка, Данилка, Фоканов. Задача уравнения – бассейн. Очень хорошо. Уничтожение знаменателя так и не поняли от торопливости Владимира Александровича. Сокращали и приводили к одному знаменателю отлично. Задал сложную задачу тройного правила. 

Младший класс. Письмо 
Начался урок с 8 часов и продолжался до 11 часов – отступление от расписания, по случаю позднего прихода на класс учителя математики. Много написали: Румянцев и Кирюшка из Русской Истории, a прочие из Священной Истории Ветхого 3авета. Румянцев отлично написал, как в изложении, так и орфографически, Кирюшка – дурно. Прочие очень обыкновенно. Каллиграфия в упадке; замечено Графом обратить на это внимание. Да, я боюсь за себя, потому сам не далек. 

В приготовительном классе. Механическое чтение
Всегда велось обыкновение этот урок вести сообразно его назначению. Я же дал им читать с рассказом. Хруслов, Матвеева и Владимиров читали из хрестоматии «О Владимире, сын Святослава» – расcказали порядочно. Солдатиков, Матвеев, Фролков, Гаврилов и Ермилова «О Матвее» из книжек Ясной Поляны. Все рассказывали прекрасно. Остальные – сказки Худякова и Афанасьева, которые, рассказывают теперь уж без затруднения. 

Младший класс и приготовительный. Священная История 
Рассказывали из Нового Завета О жене самаритянке, Чудесный лов рыбы и из Нагорной проповеди Иисуса Христа. Все, исключая самых меньших, рассказывали. Спутываются иногда в последовательности. 

Младший класс. Математика 
Попробовав всех вместе, но меньшие – не только меньшие, но и 2-е отделение страшно слабы – механизм и только. Одна из главных трудностей – находить случаи деления и узнавать части неозначенные. Робки и скучливы до невозможности. Механически делают действия с дробями. Келлер занимался славно с частью 1-го отделения. 

Математика, самые младшие 
Начали с деления – не знают и боятся меня – умноженье, вычитанье, сложенье, нумерация – тоже. Механизм в формах сознания. Я был обманут. Поручил Ромашке. Он вел класс необычайно спокойно, толково и не скучно. Сам выдумывал задачи из жизни и недурно. Петр Васильевич, прошу – заставляйте из старшего класса по переменкам учить математик младших. Ежели я не приду, 4-го присылайте их – очередных учителей – ко мне за наставлением. Переплетчик. 

Приготовительный класс. Письмо 
В этом класс прежде писали лучшие ученики из Священной Истории Ветхого 3авета, a худшие под диктант. Ныне изменили старой привычке; все писали сочинения; темы для этих сочинений выбирали сами произвольно. Владимиров, Михеев и Гаврилов удовлетворительно написали с немалыми орфографическими ошибками. Остальные – что-то написали, кажется сносное по их смыслу. 

В старшем, младшем и приготовительном 1-го отделения. Чтение 
Для чтения давал, кому что нравится. Мальчики старшего класса читали из русской истории с большею охотою; только Историю Погодина скучновато. 2-го отделения ученики книжку Священной Истории, a прочие разные книжки. Все вообще читали и рассказывали с охотою. Предложено Графом разнообразить чтение. 


27 февраля. Вторник 

Старший класс. Математика
Задачи из планиметрии – очень плохо. Забыли много и могут забыть. 

Младший класс. Письмо. 
Писали двое из Русской Истории, написали достаточно, прочие из Священной Истории тоже со смыслом. Думаю, помогло им вчерашнее чтение по книге из Священной Истории. Потому что и ныне многие с дракой хватались за эту книжку. 

Приготовительный обоих отделений. Чтение
Кучками продолжали чтение Матвея. Некоторые, и самые худшие, «Сказки» Худякова. Всех заставлял рассказывать, и все рассказывали порядочно. Старший класс. Постепенное чтение. Сами попросили себе читать из Русской Истории. Когда я посмотрел, о чем они будут читать, то увидал, что они не стали продолжать того, на чем я остановился с ними в рассказе оной, а нашли то, о чем им следует писать. 

Приготовительный класс. Письмо
Ученики первого отделения приготовительного класса, некоторые из 2-го отделения, писали из Священной Истории. Хорошо запомнили последовательность, но грамматика страдает. Худшие ученики писали под диктант. Приказано Графом разнообразить письмо: день из Священной Истории, другой разные сочинения, выдумываемые ими самими. 

Русская История 
Этот предмет для меня столько же знаком, как и для моих слушателей. Поэтому я прежде сам прочту, а если не придется прочесть, то я беру живьём руководства Водовозова или Погодина и прямо объясняюсь со своими слушателями по книжке. Во время нынешнего урока был Граф; и я ужасно конфузился читать даже что если б пришлось мне рассказывать читанное, то право, к стыду моему, я бы стал в тупик. Мальчики все рассказали. 


28 февраля. Среда

Старший класс. Математика 
Задачи из правила смешения. Я запутался. Алгебраически хуже. Полезно задавать задачи показав вперёд решение. 

Младший класс. Письмо 
Сам я пришёл в класс по зову. Застал мальчиков занятыми своим делом по распоряжению Графа, который пришёл еще до назначенных часов в расписании. Румянцев писал из Русской Истории хорошо и много. Ванникова, Фоканов и Жданов – из Священной Истории – тоже писали порядочно с немногими грамматическими ошибками. 

Приготовительный класс. Чтение
Все читали и рассказывали: Хруслов, Резунов из Русской Истории, Осипов из Священной Истории. Прочие продолжали читать «Матфея». Плохие чтецы – сказки. Без исключения все рассказали. Вчера еще приехал новый школьник, сын Священника – Димитрий Сахаров, который знает читать и немного писать. 

Младший класс. Математика
Задача из правила смешения. Я запутался, но потом разобрался. Арифметически много легче. 

 1) Задача. Один покупатель имеет 600 аршин полотна. Кирилл купил 1/4 A. 2 руб. 50 коп. Дунька купила: 50 аршин за 5 руб. 15 коп. Купец дал Дуньке два Аршина бесплатно. Васька купил всё, что осталось. Все сукно, которое купец продавал, стоило 2400 Рублей. Сколько аршин Васька взял, сколько денег заплатил зa каждый аршин? 

 2) Задача. В бочке было 250 кружек. Дунька взяла 2/8 + 150 Кружек. Васька взял 1/5, Тараска взял 1/12 + 50 кружек.    

Старший класс и приготовительный. Письмо
Из старшего класса трое писали из Священной Истории Нового Завета; а трое из Русской Истории. Богданов дописал из Священной Истории. Вообще писали лениво. Младшие ученики писали сочинения и переписали на бумагу. Все почти написали о масленице. 

Старший класс. Сочинения 
Писали сочинения – всё о театре. Васька – о том, что бы он сделал, коли бы попался в плен. Радуются на тетради – надо поддерживать эту охоту. Пожалуйста, Петр Васильич! Ромашка об учении. Кирюшка ни на шаг не уступал Успенскому! 2-й класс, математика. Чернов. Чернов плохо задает задачи. Надо приостановиться в дробях и больше решать. Часто в младшем классе Морозов? (особенно когда я вхожу) возьмет позовет меня, посмотреть, улыбнется и больше ничего. 

Священная История. Повторяли «от Моисея до Давида». Рассказывали сами по порядку. Я ничего не подправлял. Сами рассказывали со всеми подробностями и сами себя подправляли. В последовательности рассказа не сбивались. Рассказ производился без огня. Под конец урока ослабели, даже совсем заленились, тем более, когда услыхали музыку в другой комнате. Ужасно негодовали на себя за то, что они не в старшем классе. 

Эксперименты. Сероводородный газ – фосфоро водородный газ. Висмут бросали. Лакмусовая бумага. Рисование. Старший класс. Замечательно. Рисование квадрата в разных кругах.

Цитаты из Дневника Яснополянской школы с сайта Лев Толстой: Дневник Ясно-полянской школы. Примечания (tolstoy-lit.ru)
#наблюдение #школа

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.