Дети-исследователи жизни
Понимание сути исследовательской работы детей с научными монтессори- пособиями - это значимая внешняя сторона деятельности наставника. Истинный монтессори-учитель проходит долгий путь духовного роста, он учится любви, терпению, сдержанности, смирению, учится быть равным своим ученикам.
Не случайно монтессори-педагогику называют педагогикой на коленках.
Важная часть профессиональных навыков монтессори-учителя - ведение наблюдений за детьми, фиксация динамики развития каждого ребёнка.
Дети в монтессори-классе находятся в позиции исследователей, учитель выступает в роли наставника и помощника. Он не диктует им готовые знания, факты по той или иной дисциплине.
Педагог устраивает презентации, показывающие способ работы с материалом. Показывает дорогу, а ребёнок идёт сам. Знание становится лично приобретённым! В этом колоссальная ценность.
Точка интереса
В точке наивысшего интереса ребёнок сам совершает открытие!
Это настолько стимулирует мышление, веру в свои силы и возможности.
В классической педагогике дети в массовом порядке получают готовое знание. Но не все из них готовы сразу понять новую чуждую их уму и интересам информацию. Поэтому происходит отставание, возникает потребность в дополнительных занятиях с репетиторами.
Динамическое вычитание
Динамическое вычитание - это вычитание с заменой разрядов. Многие дети сразу не могут понять, как можно из одной единицы вычесть пять, из двух десятков вычесть пять десятков, из оставшихся пяти сотен вычесть восемь сотен... Помогает осознанию принципа динамического вычитания практическая работа с Банком Золотого материала.
Тренируясь с помощью "материализованных абстракций" (Мария Монтессори) дети в своём индивидуальном темпе осваивают динамическое вычитание многозначных чисел.
Перед работой с Банком Золотого материала ребёнок самостоятельно раскладывает карты с единицами, десятками, сотнями и тысячами. Постепенно в сознании формируется единый образ десятичной системы, достигается понимание роли нуля в числе.
Аня пишет пальчиком
Анечке 4 года. Запоминаем букву М красиво! Письмо пальчиком. Включается моторная память руки.
В дополнение к зрительному восприятию символа.
Удивительный калейдоскоп
Можно любые мелкие вещи рассмотреть. Саша придумала буквы маленькие поместить во вращающийся элемент.
Анины опыты с буквами
Чудесные коробочки с приказаниями полюбили все мои дети! А приказания с опытами ребята просто обожают. Ребёнок прочитывает текст на карточке и в соответствии с ним выполняет действие или ряд последовательных действий. Таким образом, дети постигают тонкости употребления частей речи, узнают, для чего они нужны, что обозначают. В то же время, точность выполнения заданных действий свидетельствует о степени понимания прочитанного. Мария Монтессори писала в книге «Мой метод»: «Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода»
Аня акварелью проявляет невидимые буквы. Интрига! Для выполнения опыта нужна точность. Поэтому Анечка перечитывает часть текста. Есть смысл, зачем читать: чтобы опыт получился! Читаем - делаем, читаем - делаем....
Песок осел на дно, а на поверхности воды плавают малюсенькие глиняные шарики. Вот это да! Аня первый раз читает опыты. Так понравилось, что сама взяла ещё одну карточку из коробки. Прочитала и успешно провела опыт.
Читайте по теме:
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.
Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 2
Сначала все вместе просто сели играть в мелкие игрушки. Ева предложила новую полюбившуюся игру в «магазин». Сашка сказал, что она будет «продаватель», а он покупатель. Я выдала Еве мелочь, заготовленную для материала – сортировка монет по прозрачным копилкам.