Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

О культуре наблюдения. Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?

Вероника Кузьмина

Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится процесс наблюдения. 

Мне повезло наблюдать практику работы группы в детском саду Монтессори в Томске. Внутри такой практики я оказалась впервые. Инструмент для наблюдения был разработан педагогами этого сада. 


Что я увидела 

Прежде всего я увидела разновозрастной коллектив, в котором решались задачи познавательного развития каждого ребёнка. Среда наполнена так, что материалы для работы (у монтессориков это именно работа - ни дело, ни задание) есть для разных детей. И есть ощущение, что педагог, подбирая и выкладывая их, ориентируется на зону ближайшего развития каждого. Ни для кого его работа не была простой, везде было некое преодоление или проблема. Поэтому те, кто беспокоится, что в разновозрастных группах дети деградируют, беспокоится напрасно. 

В группе сверстников уровень развития детей тоже не может быть одинаков. И для того, чтобы детский сад был развивающей средой, педагог должен знать зону ближайшего развития каждого. Не может быть одинаково развивающим для всех детей общее задание на занятии. 
 
Я видела, что в группе есть дети, которые пишут, читают, считают, а есть те, которые пока еще нет. И даже в 6 лет. И это нормально. Интерес к процессу письма есть, будет и умение. Все сложится. Есть дети, которые легко решают и записывают примеры в течении почти часа, пишут большие тексты (в том числе в своих же книгах), читают. И даже в 6 лет. И это тоже нормально: для них подобные умения уже сложились, потому что были созданы условия и интерес они проявили к ним чуть раньше. 


Всё как в обычном саду. Но нет! 

Есть существенное отличие: в группе Монтессори дети дольше сконцентрированы на процессе, практически не прерываются. В высшей степени продуманная развивающая среда и индивидуальное место для выполнение работы. Столы с ящичками. И в этих ящичках можно сохранить то, что сделал. 

Вообще про границы ребенка и их соблюдение в группе очень много: индивидуальные коврики (когда я строю или выкладываю, это пространство только мое), свой стол (на одного) и стул, все подписано. Столы детей скомпонованы так, что рядом работают дети трех или четырех разных возрастов. И, значит, могут наблюдать за тем, как действует с материалом другой ребёнок. А если конкретно о мастерстве педагогической поддержки, то мои наблюдения показали следующее. 

Педагог перемещался по группе все время наблюдения. Ни разу не разговаривая с ребенком стоя, глядя на него сверху вниз - только сидя. Так и перемещалась воспитатель, переставляя табуреточку, с места на место, от ребенка к ребёнку. Обращается к ней малыш, она сначала присаживается около него на табуреточку, и только потом начинает разговор. Как же это важно! Как укрепляет ребенка в его собственных глазах и достоинстве, а взрослому позволяет понять ребенка и почувствовать глубину их истинного взаимопонимания.

Вероника Кузьмина - старший воспитатель Детского сада №56 города Костромы, сертифицированный эксперт качества ECERS. Победитель всероссийского конкурса им. Л. С. Выготского 
Фото автора
#наблюдение #детский сад

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.