Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Я становилась в позицию исследователя и записывала свои наблюдения

Юлия Фаусек

Замечательная русская учительница Юлия Ивановна Фаусек придерживалась идеи о том, что задачей взрослых является не в то, чтобы обучать ребенка, а то, чтобы помогать его разуму самостоятельно работать над своим развитием, поскольку именно в детском возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Вслед за М. Монтессори Юлия Ивановна Фаусек выстраивала специально подготовленную культурную развивающую среду и предлагала детям жить в ней. В то же время она сама становилась на позицию исследователя и записывала свои опыты и наблюдения, чтобы затем проанализировать их и сделать следующий шаг в педагогическом процессе взаимодействия с детьми. 

О технике дневниковых записей 

Техника моих записей заключалась в следующем: в кармане у меня всегда лежал маленький блокнот, в который я быстро заносила заметки во время работы детей, незаметно для них, постепенно выработав почти стенографическое письмо. 

По уходе детей я тотчас же, тут же за детским столиком, в той же обстановке, быстро вписывала в блокнот все, что удержалось в памяти. Я торопилась сделать это в той же обстановке, ибо обстановка и вещи, с которыми только что обращались дети, с яркостью и ясностью вызывали в моем сознании и самих детей. 

Дома я вписывала эти заметки в особую тетрадь по дням, а потом разносила эти заметки, иногда с некоторыми выводами, в отдельные тетрадки для каждого ребенка. 


Страничка из тетради 

Кира Т. 2 ноября 1915 года
Цветные мотушки (0,5 часа). Солнечный день (большая редкость в ноябре). Луч солнца упал на коврик из 64 тонов. Кира отошел в сторону, нагнул голову: «Как красиво», тихо сказал он. 

Нина Ч.  
Фразы из подвижного шрифта (40 мин.). «Спи, младенец мой прекрасный...» 

Гриша М.  
Разменный ящик (0,5 часа). 

Ася В. 
Пишет фразы на доске: «Валя и Вова пошли гулять в вишневый сад», «Ася и Нина пошли гулять в вишневый сад — и без ошибок. Это в первый раз (письмо фразы). Написала четыре раза одно и то же. Все дети повторяют по несколько раз то, что удается. 

Таня Я. 
Каждый день (уже две недели) пишет слова по 0,5 часа и дольше. 

Нина С.
Пишет букву О, перебивая письмо рисованием человечков. 

Вова С.  
Чертит на доске от руки геометрические фигуры и комбинации из фигур. Нина С. ему подражает и страшно радуется, когда у нее выходят. 

Лиля К.  
20 минут со вкладками. Очень хорошо ощупывает фигуры. 

Гриша М.  
25 минут с бумажками (гладкие и шероховатые). 

Алеша К.  
Урок номенклатуры. «Высокий, низкий». На третий вопрос отвечает: «высокий, маленький». 

Ваня 
С закрытыми глазами моментально узнает цилиндрики на высоту в обеих руках. 

Тася  
Никогда не ошибается в понятиях: «высокий — низкий». 

Таня В.  
50 минут упражнение с тканями. 

Маруся  
Обводит буквы пальцами, а потом палочкой некоторые дети сами, без наших указаний, приходят к этому. Обыкновенно они после того, как ощупают и обведут букву пальцами, начинают обводить ее карандашом. Мы, указывая на то, что так буква пачкается, даем им палочку. И это входит в привычку. 

Дмитрик 
Большой шалун, но прекрасный работник. Все утро занят. Любимое упражнение — вкладки. Пытался сегодня писать буквы. За работой спокоен и сосредоточен; особенно за рисованием. 

Таким образом, в 1914— 1915 г. у меня оказалось три дневника детей, аккуратно посещавших детский сад н почти не пропустивших ни одного дня. Я попыталась сделать общие краткие выводы из этих дневников. Привожу один из них. 


Дневник Дёмы 

Дема  в детском саду 22 месяца (с 4 лет 6 мес. до 6 лет 9 мес.). В работу пошел скоро (через месяц). Материал, привлекший внимание впервые, — цилиндрические вкладки (бруски) и рисование (штрихование). 

С работой общее упорядочивание: постепенная координация движений, сосредоточенность и постоянство в работе, умение владеть собой на уроке тишины, умение откликаться на зов (приглашение исполнить то или иное задание), все большее и большее послушание, сознание дурных поступков. 

Сильное стремление к познаванию пространственных отношений: частые упражнения со вкладками и карточками, кубами, призмами, палками. Точный глазомер. Очень развилось чувство формы (быстрое узнавание глазом и наощупь геометрических фигур). Хроматическое чувство слабее, но все же различает все 64 тона. 

Письмо. В 4,5 года только ощупывал буквы и штриховал (подготовительные упражнения к письму), в 5,5 лет от повторного ощупывания букв до письма слов прошел один месяц. Письму слов предшествовало складывание слов (из розовых и голубых букв) и письмо отдельных букв. Письмо красивое и грамотное. 

Чтение. В 5 лет 7 мес. стал читать после письма сначала рукописный (карточки), потом печатный шрифт. Чтение плавное (целые предложения). Я считаю, что ребенок читает с того момента, когда он понимает каждое прочитанное слово (на отдельных карточках). 

Счет. В 4,5 года считал до 10 (штанги и счетные ящики). В 5,5 — до 10 (все действия). В 6,5 — до 10 (все действия). Умеет считать до 200 последовательно. К счету в общем интерес гораздо слабее, чем к письму. 

Рисование. Свободно стал рисовать только в 6,5 лет (поезда, пароходы, фабрики и самостоятельно придуманные орнаменты). Очень много упражнялся в штриховании и раскрашивании готовых контуров. В составлении орнаментов дошел до виртуозности. В раскрашивании предпочитает яркие тона. 

Любимые занятия. Письмо и графические упражнения (составление орнаментов, черчение геометрических фигур). Музыка. В 5,5 лет ритмичен в ходьбе под музыку; петь не любит; слушает музыку охотно; не танцует, хотя и очень ловок. Лепки не любил. Всегда предпочитал ей рисование. В играх (свободных) — инициатор. В общих играх принимает большое участие. Вежлив, аккуратен в костюме. Общий любимец детей.

Из книги Ю.И. Фаусек "Детский сад Монтессори". Изд. "Народная книга" 2024 г.
#наблюдение #научная педагогика

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.