Я становилась в позицию исследователя и записывала свои наблюдения
Замечательная русская учительница Юлия Ивановна Фаусек придерживалась идеи о том, что задачей взрослых является не в то, чтобы обучать ребенка, а то, чтобы помогать его разуму самостоятельно работать над своим развитием, поскольку именно в детском возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Вслед за М. Монтессори Юлия Ивановна Фаусек выстраивала специально подготовленную культурную развивающую среду и предлагала детям жить в ней. В то же время она сама становилась на позицию исследователя и записывала свои опыты и наблюдения, чтобы затем проанализировать их и сделать следующий шаг в педагогическом процессе взаимодействия с детьми.
О технике дневниковых записей
Техника моих записей заключалась в следующем: в кармане у меня всегда лежал маленький блокнот, в который я быстро заносила заметки во время работы детей, незаметно для них, постепенно выработав почти стенографическое письмо.
По уходе детей я тотчас же, тут же за детским столиком, в той же обстановке, быстро вписывала в блокнот все, что удержалось в памяти. Я торопилась сделать это в той же обстановке, ибо обстановка и вещи, с которыми только что обращались дети, с яркостью и ясностью вызывали в моем сознании и самих детей.
Дома я вписывала эти заметки в особую тетрадь по дням, а потом разносила эти заметки, иногда с некоторыми выводами, в отдельные тетрадки для каждого ребенка.
Страничка из тетради
Кира Т. 2 ноября 1915 года
Цветные мотушки (0,5 часа). Солнечный день (большая редкость в ноябре). Луч солнца упал на коврик из 64 тонов. Кира отошел в сторону, нагнул голову: «Как красиво», тихо сказал он.
Нина Ч.
Фразы из подвижного шрифта (40 мин.). «Спи, младенец мой прекрасный...»
Гриша М.
Разменный ящик (0,5 часа).
Ася В.
Пишет фразы на доске: «Валя и Вова пошли гулять в вишневый сад», «Ася и Нина пошли гулять в вишневый сад — и без ошибок. Это в первый раз (письмо фразы). Написала четыре раза одно и то же. Все дети повторяют по несколько раз то, что удается.
Таня Я.
Каждый день (уже две недели) пишет слова по 0,5 часа и дольше.
Нина С.
Пишет букву О, перебивая письмо рисованием человечков.
Вова С.
Чертит на доске от руки геометрические фигуры и комбинации из фигур. Нина С. ему подражает и страшно радуется, когда у нее выходят.
Лиля К.
20 минут со вкладками. Очень хорошо ощупывает фигуры.
Гриша М.
25 минут с бумажками (гладкие и шероховатые).
Алеша К.
Урок номенклатуры. «Высокий, низкий». На третий вопрос отвечает: «высокий, маленький».
Ваня
С закрытыми глазами моментально узнает цилиндрики на высоту в обеих руках.
Тася
Никогда не ошибается в понятиях: «высокий — низкий».
Таня В.
50 минут упражнение с тканями.
Маруся
Обводит буквы пальцами, а потом палочкой некоторые дети сами, без наших указаний, приходят к этому. Обыкновенно они после того, как ощупают и обведут букву пальцами, начинают обводить ее карандашом. Мы, указывая на то, что так буква пачкается, даем им палочку. И это входит в привычку.
Дмитрик
Большой шалун, но прекрасный работник. Все утро занят. Любимое упражнение — вкладки. Пытался сегодня писать буквы. За работой спокоен и сосредоточен; особенно за рисованием.
Таким образом, в 1914— 1915 г. у меня оказалось три дневника детей, аккуратно посещавших детский сад н почти не пропустивших ни одного дня. Я попыталась сделать общие краткие выводы из этих дневников. Привожу один из них.
Дневник Дёмы
Дема в детском саду 22 месяца (с 4 лет 6 мес. до 6 лет 9 мес.).
В работу пошел скоро (через месяц). Материал, привлекший внимание впервые, — цилиндрические вкладки (бруски) и рисование (штрихование).
С работой общее упорядочивание: постепенная координация движений, сосредоточенность и постоянство в работе, умение владеть собой на уроке тишины, умение откликаться на зов (приглашение исполнить то или иное задание), все большее и большее послушание, сознание дурных поступков.
Сильное стремление к познаванию пространственных отношений: частые упражнения со вкладками и карточками, кубами, призмами, палками. Точный глазомер. Очень развилось чувство формы (быстрое узнавание глазом и наощупь геометрических фигур). Хроматическое чувство слабее, но все же различает все 64 тона.
Письмо. В 4,5 года только ощупывал буквы и штриховал (подготовительные упражнения к письму), в 5,5 лет от повторного ощупывания букв до письма слов прошел один месяц. Письму слов предшествовало складывание слов (из розовых и голубых букв) и письмо отдельных букв. Письмо красивое и грамотное.
Чтение. В 5 лет 7 мес. стал читать после письма сначала рукописный (карточки), потом печатный шрифт. Чтение плавное (целые предложения). Я считаю, что ребенок читает с того момента, когда он понимает каждое прочитанное слово (на отдельных карточках).
Счет. В 4,5 года считал до 10 (штанги и счетные ящики). В 5,5 — до 10 (все действия). В 6,5 — до 10 (все действия). Умеет считать до 200 последовательно. К счету в общем интерес гораздо слабее, чем к письму.
Рисование. Свободно стал рисовать только в 6,5 лет (поезда, пароходы, фабрики и самостоятельно придуманные орнаменты). Очень много упражнялся в штриховании и раскрашивании готовых контуров. В составлении орнаментов дошел до виртуозности. В раскрашивании предпочитает яркие тона.
Любимые занятия. Письмо и графические упражнения (составление орнаментов, черчение геометрических фигур).
Музыка. В 5,5 лет ритмичен в ходьбе под музыку; петь не любит; слушает музыку охотно; не танцует, хотя и очень ловок.
Лепки не любил. Всегда предпочитал ей рисование.
В играх (свободных) — инициатор. В общих играх принимает большое участие.
Вежлив, аккуратен в костюме. Общий любимец детей.
Из книги Ю.И. Фаусек "Детский сад Монтессори". Изд. "Народная книга" 2024 г.
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.