Главная  /  Все материалы 50

#видео наблюдение 7 #детский сад 14 #математика 3 #наблюдение 42 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 3 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Темы материала:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Как и что фиксируют в Дневниках наблюдений студенты, изучающие педагогику Монтессори?

Наблюдение – древнейший метод познания, известный с конца XIX века. Он использовался в клинической, педагогической и социальной психологии, определялся как целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Метод научного наблюдения в педагогике использовала итальянка Мария Монтессори в доказательство своих открытий в развитии и становлении детей. 

По материалам тренинга в Учебном Центре Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой. Руководитель - Валентина Владимировна Михайлова 

Общий фокус наблюдения: увидеть, как ребёнок ведёт себя во время свободной работы в группе, как выбирает материал, насколько может погружаться в работу, как взаимодействует с другими детьми и педагогами. 

Место наблюдения: Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой, группа «Жемчужинки», монтессори-педагог Екатерина Гусева. 


Алиса, 6 лет, 15 февраля 2018 

Алиса, посещает группу 1,5 года. 
9:02 Алиса уверенно прошла в класс, улыбнулась, поздоровалась, подошла к материалу Календарь.

9:04 Разговаривает с другими детьми (двумя мальчиками) в уголке с книгами. 

9:06 Уединилась с другими детьми, рассматривают книгу, все смотрят в окно на восход. Радостная, постоянно улыбается. Рассказывает Екатерине (педагог), что хочет научится играть на пианино. В календаре показывает, что сегодня пятнадцатое число и Екатерина говорит, что четверг, сначала Алиса выбрала среду, нашла правильный день и поменяла таблички. 

9:11 Екатерина сказала приглашать всех на круг. Алиса присаживается рядом с Ариной, болтают. 



После утреннего круга 9:25 Закончился круг, Алиса убрала все коврики на место, аккуратно и ровно сложив их, отошла в хозяйственный уголок. Затем оглядела всех детей и пошла к рамкам-вкладышам, просит бумагу у педагога. Подошла к мальчику (Данилу). Ушла в раздевалку, вернулась, перемещается по классу. Складывается впечатление, что девочка что-то ищет или чего-то ждёт. 

9:32 Дождалась бумагу для рамок, присела с Екатериной, ждёт, когда она вырежет листы, разговаривают. Алиса работает с карандашом Кажется, она рисует, что-то очень мелкое, лицо близко к листку бумаги, даже легла на стол. Откладывает карандаш, сворачивает листочек трубочкой, потом складывает в квадрат, рассматривает что получилось. 

9:41 Ушла к ребятам, которые вдвоём занимались с карточками животных, смеются, слушают диски. Занимаются втроём с ребятами, Алиса собирается уйти, ребята зовут обратно, спрашивают куда она уходит. 9:46 Вернулась к карандашам. Что-то дорисовывает (заштриховывает) на своём сложенном квадрате. 



9:49 Ушла в хозяйственный уголок. Наливает воду. Набрала полный кувшин, аккуратно несёт младшим девочкам воду. Пошла к книгам. Алиса с книгой, слышатся звуки. Складывается впечатление, что Алиса хочет уединиться, чтобы заниматься. 

10:04 Неудобными для себя движениями, но аккуратно обошла коврик! Подошла к Екатерине. Показала книжку. Вернулась читать. 

10:08 Сказала, что хочет «Учить книжки», Екатерина дала ещё книг. 

10:12 Читает названия всех книг, которые дала Екатерина. Возвращается к Екатерине, спрашивает слова, читают вместе. Появился вопрос к слову, Екатерина предложила выложить его на ковре. 

10:18 К Алисе в зону с книгами пришли мальчики, шалят, она им рассказывает, про новые книги, которые дала Екатерина. Спросила У Васи, не нужен ли ему его коврик. Выложила «Пёсик Тяпа» из подвижного алфавита, прочитала. Алисе нравится взаимодействовать с Екатериной. 

10:24 Захар рассказал что-то из математики, Алиса подошла к нему, но потом сразу вернулась убирать материал с коврика и сам коврик. 

10:27 Екатерина пришла по просьбе Алисы в зону с книгами, попросила прибрать, они всё раскладывают на полки. Екатерина просит читать вместе, Алиса соглашается. Алиса читает Екатерине все названия книг. Выбирают одну «Буквы и цифры», читают вместе. Немного прошла по классу. Как будто отдыхает. Села рядом с Захаром, в зону с математикой, разговаривают. Екатерина сказала, что у Захара работа и Алиса может мешать Захару. Девочка сразу отошла и пошла в гардероб. 

10:48 Алиса ищет занятие, Екатерина сказала, что интересующий Алису материал занят и она может взять что-то другое. Взяла подвижный алфавит. Перечислили буквы, которые знает Алиса, выложили их в столбик. Сначала приложили О, потом А. Алиса принесла букву И, составляет слоги с ней. 

10:54 Алиса просит играть с цифрами.

10:56 Всё убрала на место. Просит Екатерину позаниматься с ней, но педагог предлагает начать без неё. Тогда Алиса ушла в зону с книгами, навела там порядок. Пишет буквы.

11:02 Дала прочитать Екатерине. (Написано, «БОЛЬШАЯ БАШНЯ») Прикрепила свою записку к башне из коричневой лестницы, довольна. 

11:05 Строит башню из красных штанг. Положила самый маленький куб, из Розовой башни, на самый верх. Спрыгнула со стула, очень радуется. Разбирает башню. Собирается на круг.

Впечатление от первого дня наблюдения остались положительными. Общая атмосфера в группе, взаимодействие педагогов, чуткость к обращениям детей и большое внимание ко всему, что они делают, вызывает восхищение. Любое взаимодействие и контакт наполнено любовью и нежностью. При этом педагоги успевают наблюдать и подмечать действия детей, планируют свою деятельность, анализируют их поведение и вполне осведомлены жизнью детей вне детского сада. 


 20 февраля 2018, вторник 

На этой неделе в школе каникулы и в группу пришли двое школьников Аркадий и Тимур. 

9:13 Звонок на утренний круг. Аркадий носит на руках Алису на руках. Ей нравиться внимание. 9:16 Дети бегают, играют, ловят друг друга. 

9:26 Закончился круг, Алиса разговаривает с Екатериной, что-то рассказывает. Выбирает материал, листки бумаги, карандаши. В паре с девочкой Машей пишут за столом. 

9:30 Спросила, как пишется буква Г, Маша сказала, что знает, Екатерина попросила показать. Обсуждает с детьми написание имя. Отошла к другим ребятам, затем вернулась за свою работу. Убрала бумагу на место. Общается с девочкой. 

9:40 Алиса с девочкой взяли карандаши и бумагу и ушли в раздевалку. Раскладывают свои работы по ящикам. Вернулись в класс, выбрали материал с красками. Долго собирается, ходит по классу. 

9:48 Надели передники, собирают всё необходимое для работы. (Делать тесто) Целует Захара. ???? Набрала воду, готовит по инструкции. 


После пирожков пишется точнее 

10:05 Взяла бумагу, начала что-то писать, потом ушла в раздевалку и с чем-то вернулась. Ищет занятие. Вернулась к бумаге и карандашу. Пишет за столом. Сосредоточена. 

10:18 Отвлеклась из-за громкого звука - Захар спрыгнул со стула. 

10:21 Помогает подметать. Закончила подметать, ходит по классу общается с другими детьми. Ушла в раздевалку. 

10:31 Занимается с лабиринтом. Взяла другой лабиринт. Закончила с лабиринтом. Общается с другими детьми. Вырезает ножницами. Сосредоточенна. Закончила, убрала всё на место. Сделала себе серёжки из того, что вырезала. 

10:53 Начала чистить апельсин. Передумала. Ушла в раздевалку.

Итоги второго дня 

Сегодня общая атмосфера в группе была беспокойной, как мне показалось дети очень сильно ловили эмоции педагогов (у них были обстоятельства, которые не давали им полностью погрузиться в свою работу). Чувствовалось, что у взрослых не хватало внутренних сил для поддержания рабочей атмосферы, но и в этой ситуации я вижу позитивный момент, так как понимаю на сколько это сплочённый коллектив, как они друг друга тонко чувствуют. Сегодня большинство детей находили себе занятие в хозяйственном уголке, по сравнению с первым днём, было более шумно, дети много разговаривали между собой, но всё же, за время свободной работы, были периоды, когда дети были заняты и сконцентрированы. Вот мои субъективные заключения, отмеченные в процессе наблюдения за Алисой. 

- Предпочитает работу, предложенную педагогом, а не самостоятельный ее выбор. 

- Общительная, легко контактирует в классе с детьми и взрослыми. 

- Для длительного занятия ей требуется взаимодействие со взрослым.

 - Поддерживает порядок, уважает личные границы и деятельность других. 

- Уединение помогает ей лучше сконцентрироваться. 

- Алиса с удовольствием читает и пишет, «отшлифовывает» свой навык. 

Значение внешнего наблюдения

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении ребенка путем прямого наблюдения за ним со стороны. Средствами наблюдения могут быть не только Дневники педагога, но и современная аудио-, фото-, видеоаппаратура. Фотоснимки и видеоролики обычно дополняют тексты педагога-исследователя. 

Разумеется, в последние годы были учеными совместно с монтессори-педагогами практиками были разработаны особые карты наблюдения за поведением детей в специально подготовленной среде детского сада и школы Монтессори. Но опыт показывает, что наиболее полную психолого-педагогическую картину ребенка и прогноз его дальнейшего становления и развития невозможно составить без вдумчивого анализа именно дневниковых записей.

#наблюдение #детский сад

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 1

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Мне захотелось вести дневник наблюдений за поведением моей маленькой дочки после того, как я отучилась на курсе «Основы педагогики Марии Монтессори» в Институте Детства Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. Вернулась домой в Красноярский край и совершенно другими глазами посмотрела на мою Еву и ее двоюродного братика Сашу. И, кроме того, я была переполнена энтузиазмом наблюдать за развитием детей, хотелось поскорее приступить к делу. Я попросила делать комментарий к дневнику Елену Александровну Хилтунен, которая вела многие наши учебные занятия в Питере. И вот что у нас получилось.

#наблюдение #научная педагогика

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 2

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Сначала все вместе просто сели играть в мелкие игрушки. Ева предложила новую полюбившуюся игру в «магазин». Сашка сказал, что она будет «продаватель», а он покупатель. Я выдала Еве мелочь, заготовленную для материала – сортировка монет по прозрачным копилкам.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.