Как и что фиксируют в Дневниках наблюдений студенты, изучающие педагогику Монтессори?
По материалам тренинга в Учебном Центре Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой. Руководитель - Валентина Владимировна Михайлова
Место наблюдения: Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой, группа «Жемчужинки», монтессори-педагог Екатерина Гусева.
Алиса, 6 лет, 15 февраля 2018
20 февраля 2018, вторник
На этой неделе в школе каникулы и в группу пришли двое школьников Аркадий и Тимур.
9:13 Звонок на утренний круг. Аркадий носит на руках Алису на руках. Ей нравиться внимание. 9:16 Дети бегают, играют, ловят друг друга.
9:26 Закончился круг, Алиса разговаривает с Екатериной, что-то рассказывает. Выбирает материал, листки бумаги, карандаши. В паре с девочкой Машей пишут за столом.
9:30 Спросила, как пишется буква Г, Маша сказала, что знает, Екатерина попросила показать. Обсуждает с детьми написание имя. Отошла к другим ребятам, затем вернулась за свою работу. Убрала бумагу на место. Общается с девочкой.
9:40 Алиса с девочкой взяли карандаши и бумагу и ушли в раздевалку. Раскладывают свои работы по ящикам. Вернулись в класс, выбрали материал с красками. Долго собирается, ходит по классу.
9:48 Надели передники, собирают всё необходимое для работы. (Делать тесто) Целует Захара. ???? Набрала воду, готовит по инструкции.
После пирожков пишется точнее
10:05 Взяла бумагу, начала что-то писать, потом ушла в раздевалку и с чем-то вернулась. Ищет занятие. Вернулась к бумаге и карандашу. Пишет за столом. Сосредоточена.
10:18 Отвлеклась из-за громкого звука - Захар спрыгнул со стула.
10:21 Помогает подметать. Закончила подметать, ходит по классу общается с другими детьми. Ушла в раздевалку.
10:31 Занимается с лабиринтом. Взяла другой лабиринт. Закончила с лабиринтом. Общается с другими детьми. Вырезает ножницами. Сосредоточенна. Закончила, убрала всё на место. Сделала себе серёжки из того, что вырезала.
10:53 Начала чистить апельсин. Передумала. Ушла в раздевалку.
Итоги второго дня
Сегодня общая атмосфера в группе была беспокойной, как мне показалось дети очень сильно ловили эмоции педагогов (у них были обстоятельства, которые не давали им полностью погрузиться в свою работу). Чувствовалось, что у взрослых не хватало внутренних сил для поддержания рабочей атмосферы, но и в этой ситуации я вижу позитивный момент, так как понимаю на сколько это сплочённый коллектив, как они друг друга тонко чувствуют. Сегодня большинство детей находили себе занятие в хозяйственном уголке, по сравнению с первым днём, было более шумно, дети много разговаривали между собой, но всё же, за время свободной работы, были периоды, когда дети были заняты и сконцентрированы. Вот мои субъективные заключения, отмеченные в процессе наблюдения за Алисой.
- Предпочитает работу, предложенную педагогом, а не самостоятельный ее выбор.
- Общительная, легко контактирует в классе с детьми и взрослыми.
- Для длительного занятия ей требуется взаимодействие со взрослым.
- Поддерживает порядок, уважает личные границы и деятельность других.
- Уединение помогает ей лучше сконцентрироваться.
- Алиса с удовольствием читает и пишет, «отшлифовывает» свой навык.
Значение внешнего наблюдения
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении ребенка путем прямого наблюдения за ним со стороны. Средствами наблюдения могут быть не только Дневники педагога, но и современная аудио-, фото-, видеоаппаратура. Фотоснимки и видеоролики обычно дополняют тексты педагога-исследователя.
Разумеется, в последние годы были учеными совместно с монтессори-педагогами практиками были разработаны особые карты наблюдения за поведением детей в специально подготовленной среде детского сада и школы Монтессори. Но опыт показывает, что наиболее полную психолого-педагогическую картину ребенка и прогноз его дальнейшего становления и развития невозможно составить без вдумчивого анализа именно дневниковых записей.
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 1
Мне захотелось вести дневник наблюдений за поведением моей маленькой дочки после того, как я отучилась на курсе «Основы педагогики Марии Монтессори» в Институте Детства Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. Вернулась домой в Красноярский край и совершенно другими глазами посмотрела на мою Еву и ее двоюродного братика Сашу. И, кроме того, я была переполнена энтузиазмом наблюдать за развитием детей, хотелось поскорее приступить к делу. Я попросила делать комментарий к дневнику Елену Александровну Хилтунен, которая вела многие наши учебные занятия в Питере. И вот что у нас получилось.
Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 2
Сначала все вместе просто сели играть в мелкие игрушки. Ева предложила новую полюбившуюся игру в «магазин». Сашка сказал, что она будет «продаватель», а он покупатель. Я выдала Еве мелочь, заготовленную для материала – сортировка монет по прозрачным копилкам.