Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Темы материала:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Рождение пинцетного движения у ребенка от 1 года и 3 месяцев до 2 лет и 9 месяцев

Светлана Ручкина

Маняше 1 год и 3 месяца. Я решила помочь ей освоить движение большого и указательного пальцев в прямом (вытянутом) положении на соединении, то есть, большой палец стоит чуть ниже конца фаланги указательного. Это так называемое пинцетное движение. 

Прищепки, пинцеты, шарики… 

Я купила, исходя из задачи посильного, последовательного освоения пинцетного движения, несколько наборов прищепок: 
• узкие с мягкими пружинами (спиралеобразными); 
• узкие с мягкими развернутыми пружинами; 
• широкие с более тугими развернутыми пружинами; 
• пинцет деревянный большой высотой 40 см. и шириной плоских захватов 7 см. с мягким захватом; 
• пинцет хирургический (металлический) с узкими, (зауженными) концами с мягким (чуть пружинящим) захватом – 22 см. длина;
• пинцет косметический (металлический с лопатообразующими концами и широкий посредине с упругим захватом – 12 см длина. 

В результате специально созданных условий вместе с пинцетным движением в течение одного года и трех месяцев девочкой было освоено использование всех вышеперечисленных предметов по их прямому (функциональному) назначению. Прищепки можно брать пинцетным движением и прикреплять к предметам, поддающимся захвату. Их можно использовались для захвата бусин, ватных шариков, пенопластовых пластинок, пуговиц и деревянных фигурок овощей. 


1 год 3 месяца 

Динамика освоения пинцетного движения такова, что: узкие прищепки с пружинками и развернутыми пружинками – методично ломались, то есть, разбирались по частям, при этом я некоторые из них (специально) снова собирала и демонстрировала их функцию (цепляла на одежду, на волосы, на ухо, на пальцы). 

Это было первое побуждение к повторению. Прошло 3 занятия (по времени 1,5 недели), когда ребенку захотелось, чтобы ему прицепили прищепку. 


1 год 4 месяца 

Прищепки, по-прежнему, разбирались, но некоторые из них постоянно где-то или на ком-то цеплялись. Вторым побуждением было желание самостоятельно освоить необходимое движение (при этом предложение помощи было отвергнуто). 

После нескольких неудачных попыток, девочка позволила взять свою ручку в мою руку, и, таким образом, прочувствовала движение. На освоение этого движения у Маняши ушло примерно 1,5-2 недели – это и занятия, и дома она иногда брала прищепки. При этом указательный палец у нее был согнут в районе второй фаланги, а большой прижимал в этом месте к нему прищепку. 

Прищепки часто ломались, но все-таки почти половина из них обыгрывались и исполняли свое функциональное предназначение. Я купила ватные шарики, но прищепками они брались плохо – соскальзывали. Появился маленький пинцет. Он сразу же привлек внимание, так как очень хорошо захватывал шарики. 

Ребенок выявил желание повторить работу с ним, но даже помощь с моей стороны быстро охладила интерес, так как пинцет имел упругий, тугой захват. После неудачной попытки работы маленьким пинцетом, улучшилось освоение прищепок с развернутым захватом (прищепки с пружинкой были убраны).

Маняше очень нравилось работа с ватными шариками – перекладывание их из одной миски в другую. На это ушло 7 –8 занятий (4 – 4,5 недели). И это было третьим побуждением к продолжению работы ребенка. 


1,8–1,9 года 

Прищепки узкие с развернутой пружинкой почти не ломались (13%). К работе с прищепками при выкладывании рабочего материала постоянно выкладывался маленький косметический пинцет. 

Четвертым побуждением к освоению работы с пинцетом была вода. Мне пришло в голову налить воду и бросить туда ватные шарики, а затем с помощью этого пинцета перекладывать их в другую миску. Меня не удовлетворила работа с прищепками по причине искажения пинцетного движения. Указательный палец был, по-прежнему, согнут, а большой не выворачивался, и буквально прикладывался сбоку… 

 Маняша в одно из занятий потратила целых 7 минут на самостоятельное освоение захвата мокрого ватного шарика пинцетом. Помогала словесная аналогия: как ест птичка мороженое.  
• Открыла ротик (не жмем на пинцет). 
• Закрыла ротик и понесла (жмем на пинцетик крепко).  При этом пинцет поправлялся так, чтобы полностью была возможность максимальной (по возможностям и желанию ребенка) имитации пинцетного движения. На освоение этого этапа ушло где-то 12–14 занятий (1.5 – 2 месяца). 


1 год 11 месяцев – 2 года 

Прищепки цеплялись на одежду, волосы, на миски. Часть из них ломалась, но уже случайно. Работа с косметическим пинцетом выделялась в отдельное от прищепок занятие. Как стимул для поддерживания интереса к работе с пинцетом были введены хирургический (металлический) и деревянный лопатообразный пинцеты. 

Кроме того, шарики из ваты стали заменяться на пенопластовые 20х30 мм пластинки. Пинцетное движение, как результат освоения малого пинцета стало более точным. Указательный палец стал уже слегка согнут (для сохранения противодействия отжиму пинцета), а большой палец наконец-то лег под указательным. Получалось, что рука была над пинцетом, но это было временным, до тех пор, пока малые мышцы не набрали силу. 


 2 года 3 месяца – 2 года 4 месяца 

Прищепки, по-прежнему, цеплялись за всё и на всех, а работа с пинцетами получила новое побуждение – дощечка с лунками и разноцветные бусины в прозрачных баночках. Поскольку бусины были легкими, пинцет – как косметический, так и хирургический (который стал применяться девочкой постоянно при появлении бусин), стали браться все чаще и чаще боковым захватом прямых (указательного и большого) пальцев. Пинцетное движение освоено. 
*** 
Сейчас Маняше 2 года и 9 месяцев, и она работает над размерами и цветами бусин (дифференцируя, выделяя в группы) «мама-папа-дочка» бусины; «очень много-мало» «серебристые и красные» и так далее…

Светлана Ручкина, Донецк психолог, монтессори-педагог, 2014 год. Из книги Елены Хилтунен "Толкование детства", изд. "Народная книга".
#наблюдение

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.