О первых научных книжечках Ю.И. Фаусек и о детском творчестве
Чтобы сосредоточить детское внимание на одном каком-нибудь предмете,
надо, чтобы предмет был выделен из числа других предметов, чтобы рядом с
ним не было вещей, отвлекающих детское внимание, чтобы сам предмет
содержал в себе элементы, привлекающие и удерживающие это внимание, и
чтобы упражнение с этим предметом заключало в себе начало и конец, т.е.
определённую и вполне оконченную умственную работу, удовлетворяющую
детские усилия. Того же надо придерживаться и при чтении у маленьких
детей. Юлия Фаусек
Сначала были первые научные книжечки из коллекции Юлии Ивановны Фаусек. Мои старшие дошкольники учились читать с пониманием. Ключевой стала цитата Константина Дмитриевича Ушинского, приведенная в работе Ю. Фаусек «Грамота у маленьких детей» (РНБ, фонд 807, ед. хр. 11).
«Если непосредственный интерес чтения должен оживлять преподавание, то никогда не должен достигать той степени, чтобы уничтожить труд чтения, потому что именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества. Кроме значения осмысленного и полезного труда, эти статейки имеют ещё другое значение столь же важное: они приучают детей к простому и ясному выражению тех простых впечатлений, которые даются им правильным наблюдением окружающей их действительности».
Книжечки Юлии Ивановны детям настолько понравились, что они стали брать их к себе домой. Читали. А меня они вдохновили на создание игрушечных героев из этих книжечек. Я стала наблюдать реакцию на них детей. Вот книжка про пчелку. Пушистая смешная пчёлка помогает школьнику Саше уяснить научные факты.
Пчелиная елка Саши
Пятилетняя Сашенька по-своему проживает игру с пчёлкой. Использует цветные цилиндры: запасы мёда вдруг превращаются в медовую ёлку с золотой грушей на верхушке. От улья Саша строит для пчёл желтую дорожку из шершавых табличек, тут же оценивает степень их шероховатости и находит пары.
Пчелка-малышка Тимура
Тимура Пчёлка вдохновила на создание красивых букв! Аккуратно обвести пластиковую букву, учитывая тончайшие изгибы, не так просто. Тимурчик отлично справился с задачей. Старательно раскрасил каждую буковку. Золотые, серебряные, с блёстками...Набрал на палочку искрящихся крупинок. Бережно постукивая пальчиками, нежно и метко ронял их на букву. Виртуоз! И пчёлку - малышку нарисовал.
Пчелкин торт от Алёши
Лёша видит всего 20% из 100. Благодаря яркой пчёлке у Алёши состоялась интересная исследовательская работа с монтессори-материалами.
Сенсорный материал "Цветные цилиндры" ребёнок использовал для строительства торта (его идея). Жёлтые цилиндры - сам торт, зелёные - свечи (так сказал Лёша). Маленькая смешная пчёлка выступила яркой путеводной звездой, которая пробудила эмоциональный интеллект мальчика.
Алёша разыграл настоящий спектакль, в котором события требовали взаимодействия с монтессори-пособиями. Т. е. главным режиссёром был ребёнок, а я - помощником.
Насколько упорно Лешенька пытался поставить с мышкой малюсенькие цилиндры. Не сдался! Достиг цели.
Детям с плохим зрением сложнее даётся утонченная работа с маленькими предметами. Как ценен Алёше этот маленький успех с тортиком. И тонкие зелёные свечи удалось поставить! Развитие мелкой моторики и координации, умения сосредоточиться - косвенные цели упражнения с цветными цилиндрами. Кроме сравнения диаметра и высоты. Без этих наблюдений торт упал бы.
Читайте по теме:
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Дети-исследователи жизни
Понимание сути исследовательской работы детей с научными монтессори- пособиями - это значимая внешняя сторона деятельности наставника. Истинный монтессори-учитель проходит долгий путь духовного роста, он учится любви, терпению, сдержанности, смирению, учится быть равным своим ученикам.
Новый проект Юлии Ядрихинской
Когда расширяются рамки упражнений с классическим материалом Монтессори, ярче и точнее становятся наблюдения жизни детей, работающих в новой парадигме. Меняется и роль педагога, если заново измерить его уникальность, осознанность и степень креативности. Подхватывая прежде случайно наблюдаемый интерес детей, педагог сам предлагает им некий «заводной» проект и тут же отпускает их в свободное плавание в работе с материалом. Дети увлекаются и можно отойти в сторону со своей видео или фотокамерой, ухватывая объективом наиболее яркие моменты концентрации детского внимания.
Наблюдаем чудесный переход от биогеографии к… грамматике!
Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками?