Главная  /  Все материалы 50

#видео наблюдение 7 #детский сад 14 #математика 3 #наблюдение 42 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 3 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии». 
«Мой метод — это, в сущности, и есть экспериментальная наука, поскольку строится на экспериментировании, наблюдении, изучении, открытии новых явлений, их воспроизводстве и использовании». М. Монтессори
Вот какие параметры жизни детей предлагала наблюдать и записывать в Дневниках наблюдений Мария Монтессори в 1916 году. Приводим их по второму тому ее трудов. 

Работа 

  • Отметьте, когда ребенок начинает усидчиво заниматься работой. 
  • Какой работой и сколько времени он занимается, сколько раз повторяет то же упражнение. 
  • Индивидуальные склонности к разным видам деятельности. 
  • Чем занимался ребенок в течение дня и сколько времени. 
  • Есть ли у него периоды повышенной работоспособности, сколько дней они длятся. 
  • Как он проявляет потребность в успехе. 
  • Сохраняет ли он сосредоточенность, несмотря на внешние помехи, отвлекающие его внимание. 
  • Принимается ли он снова за работу после того, как его отвлекли. 

Поведение 

  • Отметьте состояние порядка и беспорядка в действиях ребенка. Его беспорядочные действия. 
  • Отметьте изменения в поведении в период развития феномена сосредоточенной работы. 
  • Отметьте, устанавливается ли порядок в действиях ребенка, есть ли приступы радости, состояние доверия к окружающим, проявления возбуждения. 
  • Как ребенок реагирует на успехи одноклассников. 

Послушание 

  • Откликается ли ребенок, когда его зовут. 
  • Отметьте, когда ребенок начинает участвовать в общей интеллектуальной работе. 
  • Отметьте, когда ребенок начинает откликаться на зов. 
  • Отметьте, когда ребенок начинает слушаться приказаний. 
  • Отметьте, когда ребенок начинает слушаться с желанием, радостно. 
  • Отметьте связь послушания с а) развитием работоспособности, б) изменениями в поведении.

Позиция учителя

Позиция учителя в группе естественная, спокойная. Он как бы живет сам по себе своей жизнью: варит кофе, протирает пыль, поливает цветы, что-то записывает в блокнот. Но в то же время он магнит, притягивает детей. И он помощник и защитник. Он пожалеет, он обнимет, он поможет надеть фартук, разобраться с игрой. Он читает книжку и говорит со всеми о житье-бытье, он беседует о детях с мамами и папами… Он хозяин этого доброго дома со всем, что из его «должности» следует. 

График свободной работы Шарлотты (3 года, 2 месяца)
Первая часть


График свободной работы Шарлотты (3 года, 2 месяца)
Вторая часть



Конец ноября 1993 года. Международный курс АМИ в Академии развивающей реабилитации в Мюнхене (Германия). Из тетради наблюдений Е. Хилтунен в детском саду Монтессори на Blutenburg Str.
#научная педагогика #наблюдение

Читайте по теме:

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 1

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Мне захотелось вести дневник наблюдений за поведением моей маленькой дочки после того, как я отучилась на курсе «Основы педагогики Марии Монтессори» в Институте Детства Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. Вернулась домой в Красноярский край и совершенно другими глазами посмотрела на мою Еву и ее двоюродного братика Сашу. И, кроме того, я была переполнена энтузиазмом наблюдать за развитием детей, хотелось поскорее приступить к делу. Я попросила делать комментарий к дневнику Елену Александровну Хилтунен, которая вела многие наши учебные занятия в Питере. И вот что у нас получилось.

#наблюдение #научная педагогика

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 2

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Сначала все вместе просто сели играть в мелкие игрушки. Ева предложила новую полюбившуюся игру в «магазин». Сашка сказал, что она будет «продаватель», а он покупатель. Я выдала Еве мелочь, заготовленную для материала – сортировка монет по прозрачным копилкам.

#наблюдение #детский сад

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 3

Марина Шуранова, Елена Хилтунен

Сегодня Ева поняла, что умеет «читать». И поняла, какое это счастье. Мы достали словарик с картинками. На странице «овощи», я показала ей картинку с нарисованной морковью и подпись – «МОРКОВЬ». Она увидела капусту, провела пальчиком по слову и проговорила: «КА-ПУС-ТА». Посмотрела на меня. Я сделала удивленное лицо. Ей было этого достаточно.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.