Кривые поведения ребенка от Ю. И. Фаусек
В книге Монтессори «Самовоспитание и самообразование в элементарной школе» представлены кривые наблюдений работы детей в «Домах детей» в Риме. Я пыталась чертить подобные кривые поведения ребенка еще в
1918 году, когда в мои руки впервые попала книга Монтессори на итальянском языке.
Приводя эти кривые, Монтессори говорит: «Я привожу здесь только зачаточную идею практических возможностей для определения средних уровней внутреннего развития по возрастам. Нам еще понадобится
много совершенных экспериментов, где при однообразном составе детей, вполне приспособленной обстановке
и умелых учителях представится подходящий материал
для наблюдений».
Мои слабые попытки в этом отношении были еще
очень несовершенны, но и они имели для меня большое
значение в моей практической работе, помогая иметь
суждение о поведении ребенка. Я ограничивалась наблюдением детей лишь в течение двух-двух с половиной утренних часов, когда дети работают с дидактическим материалом.
Эти кривые я дополняла обыкновенно коротенькими
записями о стимулах, побуждающих на работу, о характере работы, об общем изменении поведения ребенка в моральном отношении и иногда об особенностях домашней
обстановки или влияния на ребенка какого-нибудь события в его жизни.
Таких кривых у меня накопилось большое количество
(свыше 100), и я привожу здесь кривые поведения которые ясно показывают,
какое разрушающее влияние имеют всякие резкие изменения во внешней жизни ребенка и как нуждаются маленькие дети в атмосфере спокойной, однообразной обстановки для своего психического здоровья.
Паня Б. 5 лет
Поступила 5 октября 1920 г. Ребенок
спокойный, и общее упорядочивание произошло скоро.
Кривая J – типичная для девочки.
10 ноября.
В классе 10°С, и Паня находится полтора часа в непрерывной работе: убирает вещи, ухаживает за растениями
(а), затем принимается за умственную работу: от составления слов (b) переходит к более трудной для нее работе
– письму (с), затем счет (d), с которым она легко справляется, и он является для нее как бы отдыхом, переводящим девочку опять на более сложную работу – составление фраз (е). Потом урок «тишины» и музыка (f).
Все действия ребенка упорядочены, работает с интересом
и сосредоточенно.
Кривая поведения ребенка J
В декабре у нас нет дров. В комнате очень холодно (5 -
6°С), и кривая поведения ребенка резко меняется. Типичной кривой является кривая К (от 20 декабря).
Девочка переходит от одной работы к другой. Работы
легкие, хорошо ей известные. Рамки для застегивания (а),
цилиндрические вкладки (b), счет на длинной лестнице (с).
Ни на одной работе не задерживается долго (минут 8-10)
и только на счете, которым вообще девочка интересуется
особо, но который для нее все же более легкий, чем письмо и составление слов, сосредоточивается несколько дольше (12 мин.). Работы прерываются длинными интервала-
ми отдыха: девочка сидит на диванчике, съежившись и
подобрав под себя ноги, стараясь сохранить тепло.
Кривая поведения ребенка К
В конце декабря еще холоднее (4-5°С). Кривая L (от 27
декабря) показывает не работу, а ряд попыток на работу; работы легкие. а, b – цилиндрические вкладки, с, d, е –
счет (счетный ящик). Девочка возвращается к одной и той
же работе, интерес к ней не угасает, но энергии работать
длительно не хватает из-за холода.
Кривая поведения ребенка L
Так продолжается почти два месяца. В конце февраля
мы получили дрова, топили усиленно времянку, в комнате 9°С, и, несмотря на дым, Паня работает непрерывно (в
то время дети привыкли ко всему: и к голоду, и к холоду,
и к дыму).
Кривая поведения ребенка M
Войдя в рабочую комнату,
девочка тотчас же принимается за работу: первая работа сравнительно легкая: цветные таблички (а), но и с ними
Паня работает методически, затем она ощупывает буквы
и пишет их (b) и в 11 час. 30 мин. принимается за рисование: составляет сложные и очень красивые орнаменты (с).
В этот промежуток времени (от ноября до апреля) мною
были занесены кривые поведения двадцати детей, и у
всех, упорядоченных (подобных Пане), менее упорядоченных и совсем неупорядоченных в промежутке между концом декабря и концом февраля кривые
поведения были похожи на кривую поведения Пани: ряд
попыток на работу и длинные интервалы бездействия.
У совсем неупорядоченных детей не было и попыток на
работу, но не было и беспорядочных действий. Неупорядоченность их выражалась полным бездействием, иногда
слезами и плохим настроением духа.
Упорядоченные же более или менее дети пытались работать все, но кривая их поведения вполне совпадала с кривой работы слабого ребенка, в которой, по словам Монтессори, «ребенок делает ряд попыток как-то внутренне
подняться, но не в силах ни проявить решительного усилия в работе, ни перестать работать. Ребенок спокоен, но
в его спокойствии нет никаких оттенков, он не проявляет ни живости, ни удовлетворенности, ни сильных чувств»
(см. Монтессори. «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». Стр. 58
Цитата публикуется по третьему изданию книги Ю.И. Фаусек "Детский сад Монтессори", Изд. "Народная книга" 2024 год. Рисунки Н. Корочаровой
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.