Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Кривые поведения ребенка от Ю. И. Фаусек

Юлия Фаусек

В книге Монтессори «Самовоспитание и самообразование в элементарной школе» представлены кривые наблюдений  работы детей в «Домах детей» в Риме. Я пыталась чертить подобные кривые поведения ребенка еще в 1918 году, когда в мои руки впервые попала книга Монтессори на итальянском языке. 

Приводя эти кривые, Монтессори говорит: «Я привожу здесь только зачаточную идею практических возможностей для определения средних уровней внутреннего развития по возрастам. Нам еще понадобится много совершенных экспериментов, где при однообразном составе детей, вполне приспособленной обстановке и умелых учителях представится подходящий материал для наблюдений». 

Мои слабые попытки в этом отношении были еще очень несовершенны, но и они имели для меня большое значение в моей практической работе, помогая иметь суждение о поведении ребенка. Я ограничивалась наблюдением детей лишь в течение двух-двух с половиной утренних часов, когда дети работают с дидактическим материалом. 

Эти кривые я дополняла обыкновенно коротенькими записями о стимулах, побуждающих на работу, о характере работы, об общем изменении поведения ребенка в моральном отношении и иногда об особенностях домашней обстановки или влияния на ребенка какого-нибудь события в его жизни. 

Таких кривых у меня накопилось большое количество (свыше 100), и я привожу здесь  кривые поведения которые ясно показывают, какое разрушающее влияние имеют всякие резкие изменения во внешней жизни ребенка и как нуждаются маленькие дети в атмосфере спокойной, однообразной обстановки для своего психического здоровья. 

Паня Б. 5 лет

Поступила 5 октября 1920 г. Ребенок спокойный, и общее упорядочивание произошло скоро. Кривая J – типичная для девочки. 

10 ноября. В классе 10°С, и Паня находится полтора часа в непрерывной работе: убирает вещи, ухаживает за растениями (а), затем принимается за умственную работу: от составления слов (b) переходит к более трудной для нее работе – письму (с), затем счет (d), с которым она легко справляется, и он является для нее как бы отдыхом, переводящим девочку опять на более сложную работу – составление фраз (е). Потом урок «тишины» и музыка (f).
Все действия ребенка упорядочены, работает с интересом и сосредоточенно.
 
Кривая поведения ребенка J


В декабре у нас нет дров. В комнате очень холодно (5 - 6°С), и кривая поведения ребенка резко меняется. Типичной кривой является кривая К (от 20 декабря). Девочка переходит от одной работы к другой. Работы легкие, хорошо ей известные. Рамки для застегивания (а), цилиндрические вкладки (b), счет на длинной лестнице (с). 

Ни на одной работе не задерживается долго (минут 8-10) и только на счете, которым вообще девочка интересуется особо, но который для нее все же более легкий, чем письмо и составление слов, сосредоточивается несколько дольше (12 мин.). Работы прерываются длинными интервала- ми отдыха: девочка сидит на диванчике, съежившись и подобрав под себя ноги, стараясь сохранить тепло. 

Кривая поведения ребенка К




В конце декабря еще холоднее (4-5°С). Кривая L (от 27 декабря) показывает не работу, а ряд попыток на работу; работы легкие. а, b – цилиндрические вкладки, с, d, е – счет (счетный ящик). Девочка возвращается к одной и той же работе, интерес к ней не угасает, но энергии работать длительно не хватает из-за холода. 

Кривая поведения ребенка L



Так продолжается почти два месяца. В конце февраля мы получили дрова, топили усиленно времянку, в комнате 9°С, и, несмотря на дым, Паня работает непрерывно (в то время дети привыкли ко всему: и к голоду, и к холоду, и к дыму). 

Кривая поведения ребенка M   

Войдя в рабочую комнату, девочка тотчас же принимается за работу: первая работа сравнительно легкая: цветные таблички (а), но и с ними Паня работает методически, затем она ощупывает буквы и пишет их (b) и в 11 час. 30 мин. принимается за рисование: составляет сложные и очень красивые орнаменты (с). 


В этот промежуток времени (от ноября до апреля) мною были занесены кривые поведения двадцати детей, и у всех, упорядоченных (подобных Пане), менее упорядоченных и совсем неупорядоченных в промежутке между концом декабря и концом февраля кривые поведения были похожи на кривую поведения Пани: ряд попыток на работу и длинные интервалы бездействия. 

У совсем неупорядоченных детей не было и попыток на работу, но не было и беспорядочных действий. Неупорядоченность их выражалась полным бездействием, иногда слезами и плохим настроением духа. Упорядоченные же более или менее дети пытались работать все, но кривая их поведения вполне совпадала с кривой работы слабого ребенка, в которой, по словам Монтессори, «ребенок делает ряд попыток как-то внутренне подняться, но не в силах ни проявить решительного усилия в работе, ни перестать работать. Ребенок спокоен, но в его спокойствии нет никаких оттенков, он не проявляет ни живости, ни удовлетворенности, ни сильных чувств» (см. Монтессори. «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». Стр. 58

Цитата публикуется по третьему изданию книги Ю.И. Фаусек "Детский сад Монтессори", Изд. "Народная книга" 2024 год. Рисунки Н. Корочаровой
#научная педагогика #наблюдение #детский сад

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.