Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 3

Марина Шуранова, Елена Хилтунен


Сегодня Ева поняла, что умеет «читать». И поняла, какое это счастье. Мы достали словарик с картинками. На странице «овощи», я показала ей картинку с нарисованной морковью и подпись – «МОРКОВЬ». Она увидела капусту, провела пальчиком по слову и проговорила: «КА-ПУС-ТА». Посмотрела на меня. Я сделала удивленное лицо. Ей было этого достаточно. 


Я уже читаю или еще нет? 

Из дневника мамы 13.11.2007 

Ева  "прочитала" слово «Кукуруза». Сразу поняла принцип, и начала "читать" все подряд. Радовалась своему чтению и хохотала. И все это перед дневным сном. Начали листать другие странички. Про некоторые слова она говорила: «Это я что-то не знаю». Тогда я ей подсказывала, и она «читала» дальше. Вечером снова попросила читать. Сначала принялась, а потом ее внимание как-то рассеялось… 

 25.11.2007 

Нам подарили витражные краски. Ими надо закрасить трафарет какой-либо фигурки и приклеить на стекло (окно). Мы решили приклеить все это на холодильник. Под фигурками я предложила Еве приклеить карточки с названием фигурки. Она согласилась. Когда я начала писать первые названия, Ева сказала, что остальные напишет самостоятельно. Пришлось уступить. 

На известном только ей языке кружочков и округлых форм были сделаны подписи и скотчем прикреплены под фигурками на холодильнике. Но «читаем» мы это как-то не часто. Планирую сделать карточки с надписями животных, и показать Еве, как подбирать их к фигуркам животных. Еще хочу совместно с ней сделать книгу для самостоятельного чтения. Думаю на каждом листе приклеивать интересное изображение чего-либо и вместе делать подпись. Пусть потом «читает» на ночь. 

 02.12.2007 

Ева разглядывает журнал про Смешариков. На первой страничке портреты всех смешариков и подписи к ним. Она снова спрашивает: «Как это читать?» Я: «Ну, ты же знаешь, как их зовут… Смотри, это кто?» Она: (водит пальчиком) «КРОШ, НЮША, КОЗЕЛ» Я смеюсь: бедный Лось. Обозвали козлом… 

Комментарий эксперта 
То, что происходит с Евой, когда она ведет пальчиком под картинкой и написанным рядом с картинкой словом, называется интуитивным чтением
Сегодня Ева сделала открытие. Оказывается, каждую картинку можно специальными крючочками записать, а потом – прочитать и проговорить вслух. В высшей степени важное для трехлетнего ребенка открытие! До настоящего чтения пройдет еще два года, а то и больше. Но уже сегодня Ева приступила к изучению МЕТОДА самого процесса чтения. 

Когда мама предложила ей сделать подписи под картинками на холодильнике, Ева нарисовала смешные кружочки и черточки. Это означает, что она сделала первую попытку изобразить буквы. А если на рисунках-подписях был не один, а несколько знаков, значит, она зрительно и моторно сумела выделить в увиденном слове отдельные знаки, которые потом превратятся в настоящие буквы. Это здорово у тебя получилось, Ева! Просто замечательно! 

По поводу специальной книжки для интуитивного чтения. Евина мама не первая, кому пришла в голову эта великолепная идея. Весной уходящего года один симпатичный дедушка Владимир Владимирович Полищук показал мне отличную книжку, которую он сделал для своих внуков. 

Владимир Владимирович совершенно верно настаивал, чтобы такая книжка делалась в каждой семье. Потому что в ней изображены предметы, принадлежащие лично этому ребенку – одному на свете – и его домочадцам. И изготовить ее могут только конкретные мама или папа. 
Устроена книжка так. На каждой страничке можно увидеть знакомую ребенку фотографию. Например, изображение его мамы, папы, дедушки, бабушки, его кроватки, его любимой игрушки, дома, в котором малыш появился на свет, папиной машины, дедушкиного компьютера и так далее. 
Под каждой картинкой крупными буквами стоит подпись: МОЯ МАМА, МОЙ ПАПА, МОИ БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ, МОЙ ДОМ, НАША МАШИНА, МОЙ МИШКА, МОЯ КУКЛА, НАША КОШКА МУРКА. 

Эту детскую книжку, составленную из реальных фотографий близких ребенку людей и предметов его окружения, можно сохранить на всю его жизнь, как маленькую реликвию детских лет. Спустя многие годы, уже взрослым человеком, он будет с нежностью рассматривать ее и показывать своим детям и внукам… 


Волшебные круги или страсти по рисованию 

 Из дневника мамы 

19.11.2007 

Мы в гостях. Там есть доска, на которой можно рисовать фломастерами и стирать все нарисованное губкой. Я обнаружила, что моя Ева начала рисовать округлые формы, обязательно соединяя конец с началом. Пожалуй, на сегодня это ее самая главная задача. Нарисовать что-то большое (типа озера) и обязательно потом соединить. Что это значит??? 

20.11.2007 

Дома на следующий день она принялась рисовать на бумаге фломастерами то же самое. «Круги-озера» изображаются в больших количествах и разных размеров. Предпочитаемые цвета – синий, красный. 

Тогда я нарисовала круг и показала, как штриховать. Ева, кажется, не реагирует, но следом вижу у нее два ОВАЛА, заполненных точками. По-моему, она называет это дождем. 

Интересно, как она держит в руке фломастер. Иногда правильно, иногда нет. Руку выворачивает не ловко, порою, как мне кажется, совсем неудобно. Мои исправления и вмешательства ей не нравятся. Она часто хочет сделать, наоборот. Почему? Может, когда-то раньше я была слишком упорна в своем желании все сделать правильно и по-взрослому? Может, была нетерпелива, как обычно. А, может, это и есть кризис трех лет, когда малыш становится похожим на упрямого ослика? Хочется иметь полный контакт с дочерью, а как-то не всегда это получается. 

27.11.2007 

Наша эпопея с кругами все еще продолжается. Красками Ева тоже любит их рисовать. Теперь еще и один в другом! Ну, что все это значит? 

Комментарий эксперта 

Во-первых, должна сказать, Мариночка, что Вы замечательный наблюдатель, заметили момент, когда бесформенные каракули Евы превратились во вполне определенные окружности. Такое случается абсолютно с каждым ребенком в возрасте 3-х лет. Ученые даже делают предположение, что тут действует «коллективное бессознательное» или круги в детских рисунках, возможно, имеют генное происхождение. 

Вот что написал об этом американский психотерапевт Джозеф Дилео в книге «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» (Апрель-Пресс, издательство «Психотерапия» Москва 2007 год) 
"Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, похожими на запутанный клубок. Вскоре они превращаются в отдельные кружки, и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это крупное достижение". 
"От кинестетического рисунка, радости запечатления движения постепенно возникнет более сильное удовлетворение от создания образов увиденных предметов. Как и его древние предки, ребенок обнаруживает, что он может создавать образы. 

Универсальность феномена вызвала активные размышления о значении круга как самого раннего выражения изобразительного искусства. Интерпретация, судя по всему, зависит от предубеждений исследователя. Кто-то может рассматривать это как функцию координации, возникающую вследствие созревания нервной системы, что позволяет трехлетнему ребенку делать то, чего он не мог раньше. 
 
Другой может интерпретировать этот феномен с психоаналитической точки зрения как выражение первого восприятия ребенком груди матери. Фактически круг - это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. 

Ребенок будет продолжать использовать круг при изображении самых разнообразных деталей — головы, глаз, рта, туловища, ушей и даже волос. Дети, не видевшие женской груди, брошенные или разлученные с рождения со своими матерями и воспитанные в специализированных учреждениях, точно так же начинают свою изобразительную деятельность с круга. Возможно, это и есть проявление коллективного бессознательного?» (Джозеф Дилео)

Должна сказать, что стадия каракулей длится у детей по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и спонтанно осваивает три линии: горизонталь, вертикаль и учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время – остановиться: не вести бесконечную горизонталь, а остановить руку вовремя. 
По рисункам видно, как это сложно дается. 

Самый известный тип каракулей – бесконечная спираль. Каракули заканчиваются в тот момент, когда на бумаге появляется замкнутый контур – "круг". Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. Вот именно этот момент и был замечен мамой Евы. 

Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки с карандашом. И вот однажды по случайной удаче из каракулей возникает нечто похожее на образ, на предмет или на человека. Момент, по своей значимости соотносимый с произнесением первого осмысленного слова или первого шага. 

Рука ребенка впервые смогла вывести на бумаге или на грифельной доске уже давно существующий в его сознании образ, главный образ всей его жизни – образ ЧЕЛОВЕКА! «Библия говорит о том, как Всевышний закончил творение созданием человека. Поворачивая ход событий вспять, дети начинают свое творчество с создания человека» Коррадо Риччи «I′Arte dei Bambini» Что ж, будем терпеливо ожидать, когда Ева нарисует человека… 


Почему ей так необходимо восхищение? 

Из дневника мамы 10.12.2007 

Хочу сегодня вместе с занятием обсудить одну важную проблему. Может, конечно, это и не проблема. Но, на мой взгляд, наша действительность часто расходится с утверждениями М. Монтессори. 

 … Сегодня Ева попросила бусинки с металлическим пинцетом. В банке теперь лежали еще и белые перламутровые бусинки поменьше. В ходе работы выяснилось, что их пинцетом захватывать удобнее, и тогда все большие бусины я убрала. 
Важно, чтобы дидактический материал был не только привлекательным, но и удобным. Ведь учиться самому, должно быть легко! 
Кроме того, я заметила: Еву смущает большое количество бусин. Сомневаюсь, что она могла оценить в своей головке, что ей будет сложно переложить их все, и она, в конце концов, устанет. Но как-то не очень позитивно влияло на нее это множество бусин. 

Однажды, когда я занималась с моим племянником (6 лет) подобной деятельностью (а он достаточно шустрый человечек), он сразу мне сказал, что бусинок слишком много. Значит, и в шесть лет ребенок уже может оценить, справится ли он с заданием, хватит ли ему усидчивости. Ева, видно, тоже интуитивно это почувствовала. 

Правда, теперь бусинок не доставало, чтобы заполнить все ячейки подставки. Пришлось добавить цветных. Сначала Ева стала вредничать и сказала: «Сама работай, как хочешь». И я легко согласилась! Воспользовалась таким поворотом событий для проведения правильной презентации. Ведь обычно Ева не хочет, чтобы ей показывали материал, а хочет сразу работать сама. 

Когда я уложила два рядка бусин на подставку с ячейками, дочка объявила, что теперь ее очередь. Взяла пинцет и начала работать. И тут случилось то, что мне не очень понятно, и над чем хотелось бы подумать. 
Она позвала бабушку, чтобы та видела, как Ева замечательно работает. Потом стала ждать похвалы от меня и ото всех других членов семьи. Ей надо было, чтобы все ее хвалили. Пусть прибежит вся семья и глядит, как Ева укладывает бусины! 
Могу понять такое поведение, когда у Евы получается нечто новое, чего она раньше не могла сделать. У любого ребенка может возникнуть впечатление, что другие люди тоже такого никогда не видели, и это всем надо обязательно показать! Но когда, Ева в десятый раз качается на гимнастических кольцах, вставив в них ноги, и все равно требует пригласить семью для публичного одобрения, что это означает? 

Почему ей так необходимо восхищение и всенародное признание?! Конечно, в этот раз все домочадцы по очереди вошли в комнату, где Ева складывала бусины, и по моей просьбе скромно ее похвалили. (Ну, чтобы в будущем, она не складывала бусинки только из-за ожидания похвалы). 

Когда Ева заканчивала работу, пришла ее тетя Таня и НЕ восхитилась, а спросила, какого цвета бусины лежат на подставке. Какое же грозное лицо стало у Евы! 

… Думаю, отчасти мы сами виноваты – с младенчества умиляемся, радуемся, хлопаем в ладоши, когда у ребенка что-то получается; когда дочка или сыночек появляются в новых красивых платьицах или брючках; когда они, наконец, доели свой суп и т.д. 
Не приучаем ли мы сами наших детей к чрезмерному вниманию? К похвале внешнего успеха? Ведь М. Монтессори говорит, что главной целью занятия маленького ребенка является процесс, обращенный во внутрь него самого. 
Например, читаем и рисуем мы с Евой без посторонних взглядов. Одна мамочка, которая сказала мне, что ее дочка, как и моя, постоянно требует стороннего восхищения, спросила: «А что, собственно, в этом плохого – хвалить ребенка?» Я ей ответила, что важно подумать о последствиях. А в будущем наши детки, привыкшие к внешней похвале, могут и за обычные достижения ждать признания и славы. А если на фоне других вдруг не получат, потеряют веру в себя. Да, и зачем вообще человеку признание и слава? Главное, чтобы внутри него самого был мир. 

Как раз об этом и говорит М. Монтессори, выступая против наказаний и поощрений. Но на деле-то часто получается по-другому. Постоянно убеждаюсь, что с трех лет занятия с ребенком по методу М. Монтессори направлены, прежде всего, на коррекцию уже воспитанного нами в наших детях с их младенчества. 

Комментарий эксперта 

Наверное, Евина мама права – не в похвале дело, а в том, чтобы внутри самого человека был мир. Но это когда еще будет – разговор с самим собой! А сегодня Ева всего-то три года на свете прожила, и так немного повидала. Ей и страшно, и радостно жить среди людей, качаться на качелях, складывать бусины, есть мороженное, наряжаться, капризничать или шалить. 
То, что для нас похвала, признание, слава, – для ребенка пока лишь требование обычного человеческого внимания, того или иного отношения даже к самому обыденному своему действию. 
Ева постоянно как бы проверяет и себя, и нас: я вот это уже могу, и вот это могу, и люди видят мои достижения, и они их одобряют. Или нет, люди мои поступки не замечают и не одобряют. Они вообще видят не то, что мне хотелось бы. Ей особенно важно, как смотрят на ее действия близкие люди – мама, бабушка, брат. 

Если так, как во втором случае, то покоя в Евиной душе не будет. А, чтобы душа девочки была спокойна, («нормализована» как сказала бы М. Монтессори), можно хвалить ее хоть каждую минуту. 

Другое дело – как хвалить. Ребенок живет сегодня и сейчас, а не готовится к завтрашнему дню, к неизвестной своей будущей жизни. Так пусть СЕЙЧАС ему будет хорошо. Но уже после трех ребенку важно узнать простую истину: нет плохих и хороших людей, а есть плохие и хорошие поступки. 

Хорошие Евины поступки людям нравятся, а плохие – не нравятся. Поэтому форма похвалы ребенка должна быть особенная. Со словами «мне (лично мне) нравится, как ты, Ева, это сделала», или: «нет, Ева, мне это совсем не нравится». Тогда Вы оцениваете не самих детей, а свое впечатление от их поступков. 

В словах взрослого детям лучше не чувствовать умиление и восторг, а только серьезное и внимательное отношение к их действиям. Может быть, Мариночка, Вы и не пробовали раньше говорить с Евой в таком императиве. Я, например, прежде чем научилась серьезно разговаривать с детьми, не один час провела около зеркала, тренируясь, как бы не выглядеть перед ними слишком строгой или, напротив, слишком добренькой. Тренировалась, можно сказать, с голосом. 

Знаете, бывает, когда воспитательницы или учительницы младших классов говорят таким умилительным «детским» голоском? Так вот, на самом деле с детьми надо ВСЕГДА говорить серьезным голосом, даже, когда мы в душе ими восхищаемся или в нас просыпается нежность. Тогда они нам верят и победно движутся вперед…
#наблюдение #детский сад

Читайте по теме:

Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?

Мария Монтессори, Елена Хилтунен

Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».

#научная педагогика #наблюдение

Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках

Юлия Фаусек

Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек

#наблюдение #научная педагогика #детский сад

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони

Анна Мария Маккерони

Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.

#наблюдение #детский сад

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.