Чем ярче краски мира, в котором живет ребенок, тем мощнее его развитие
Все дети разные, поэтому мы ищем индивидуальные подходы к каждому ребёнку. Человечество выработало много путей, чтобы детей развивать. Чем ярче и насыщеннее краски мира, в котором живёт ребёнок, тем мощнее его развитие. У нас нет разделения на детский и взрослый мир. Мы стараемся сами жить в том мире, о котором мечтаем для своих детей. А. Адамский
Какао по книжке
Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу? Детям интересно всё, что связано с их личными потребностями. А кто хочет приготовить сладкое, ароматное, праздничное какао? Конечно Саша!Итак, идём в магазин за продуктами. Покупаем шоколад, корицу, ванилин, молоко... Саша поглядывает в книгу, выбирая нужные специи. Дома смешиваем ингредиенты: молоко, сахар, ванилин, корицу, какао, и даже щепотку соли. Именно соль волшебным образом раскрывает богатство вкуса нашего чудесного напитка.
В горячее молоко аккуратно добавляем плиточки шоколада. Они медленно тают, даря напитку новые оттенки вкуса. А какой у нас праздничный аромат витает в воздухе! Когда какао в чашечках немного остыло, добавляем малюсенькие зефирки. Угощаем Сашину маму и сестру Лизу. Мы с Сашей абсолютно счастливы. Так приятно радовать близких людей.
И вот какао готовит уже целая команда: Серёжа, Ваня, Полина и Маша! А наш кот Трюфель наслаждается ароматами и прекрасным обществом. Книга Тони Сатоэ подарила нам много секретов приготовления какао. Взрослые такого не знают! Дети получили позитивный практический опыт. А кто-то из них стал больше любить читать.
Мальчик Саша и счетные штанги
Саша совсем не по правилам считает отрезки штанги "10". Остановить его? Добиться, чтобы он считал, как я ему показывала при презентации? Но нет! Вспоминаю, что все дети разные и не настаиваю на своем. Благодаря величине и весу штанги мальчик через такие "материализованные абстракции" глубоко постигает суть числа. Это его личный жизненный опыт, полученный путём настоящей экспериментальной работы.
Мария Монтессори пишет: "Интересно заметить, что, предлагая ребёнку штанги в качестве первого материала, мы предлагаем ему систему, которой в основном пользуется наше общество. Мы преподносит ему чудесный подарок, делая его участником и одновременно потребителем фундаментального завоевания человечества. Если бы мы пользовались двоичной системой счисления, у нас было бы только две штанги".
Девочка Саша и цветные цилиндры
Сашеньке пять лет. Занималась с цветными цилиндрами и вдруг неожиданно сказала: "Я буду большие буквы делать!" За много лет Саша первый ребёнок, которого осенила подобная чудесная идея.
Свобода выбора - принцип монтессори-педагогики. Мы наблюдаем, как свобода рождает креативность мышления, неординарность действий. Отметили такой потрясающий результат работы Саши. Зажгли праздничную свечу.
Алёшин тортик
Лёша видит всего 20% из 100. Благодаря яркой пчёлке у Алёши состоялась интересная исследовательская работа с монтессори-материалами. Сенсорный материал "Цветные цилиндры" ребёнок использовал для строительства торта (его идея). Жёлтые цилиндры - сам торт, зелёные цилиндры - свечи ( так сказал Лёша).
Маленькая смешная пчёлка выступила яркой путеводной звездой, которая пробудила эмоциональный интеллект мальчика. Алёша разыграл настоящий спектакль, в котором события требовали взаимодействия с монтессори-материалом. Главным режиссёром был ребёнок, а я – помощником режиссера.
Насколько упорно Алёшенька пытался поставить с мышкой малюсенькие цилиндры. Не сдался! Достиг цели. Детям с плохим зрением сложнее даётся утонченная работа с маленькими предметами. Как ценен Алёше этот маленький успех с тортиком. И тонкие зелёные свечи удалось поставить!
Развитие мелкой моторики и координации, умения сосредоточиться - косвенные цели упражнения с цветными цилиндрами. Кроме сравнения диаметра и высоты. Без этих наблюдений торт бы упал.
Случился ураган... Алеша в роли спасателя помог пчёлке восстановить вывеску на её кафе. Собрал слово "пчёлка" из букв Большого подвижного алфавита, затем восстановил вывеску на магазине (таблички с тактильными буквами). Спасатель Леша и свет подключил к каждой букве на вывеске! Обвёл стилусом.
Тимур и буквы
Тимура Пчёлка вдохновила на создание красивых букв! Аккуратно обвести пластиковую букву, учитывая тончайшие изгибы, не так просто. Тимур отлично справился с задачей. Старательно раскрасил каждую буковку. Золотые, серебряные, с блёстками...Набрал на палочку искрящихся крупинок. Бережно постукивая пальчиками, нежно и метко ронял их на букву. Виртуоз! И пчёлку-малышку нарисовал.
Читайте по теме:
Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нам нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.