Главная  /  Все материалы 52

#видео наблюдение 8 #детский сад 15 #математика 3 #наблюдение 43 #научная педагогика 14 #природа и культура 2 #развитие языка 3 #русский язык 2 #творчество 2 #театр 1 #чтение 4 #школа 11

Дети растут

Коллекция дневников наблюдений

На этой странице:

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь.

Мои эксперименты с музыкой и красками

Юлия Ядрихинская

Что же это такое: игра в краски в стиле Арно Штерна? "Это не коммуникация, не эстетика, не послание. По теории Штерна дети рисуют спонтанно просто потому, что это должно происходить. Они должны оставить свой след. Ни для кого-нибудь, ни для чьей-то оценки, похвалы, а просто потому, что это заложено природой человека. Те взрослые, у которых не было возможности пройти этот путь, могут поправить это в любом возрасте. Для этой цели и служит ателье Malort" (Арт-терапевт Светлана Шмелёва).

Рассказывает монтессори-педагог Юлия Ядрихинская 

В нашем городе эпидемия простудных заболеваний. По просьбе детей, а также их родителей провели серию индивидуальных Игр в краски. Но обязательно устроим все вместе Игру-праздник весной! Под цветущими ароматными вишнями! А пока – наблюдаем детей  в свободном рисовании одного за другим подходящих к мольберту. 

Саша, 5 лет

Сегодня я решилась на эксперимент. Во время свободного рисования Саши звучала красивая музыка Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. 

На Сашеньку произведения великих музыкантов, несомненно, повлияли. Творческая энергия юной художницы полилась из глубины души вне контекста начального наброска (сердечко и котик). Музыка помогла уйти от буквальной наглядности. Линии, спирали, круги, точки оказались, в итоге, более значимыми для ребёнка. Именно через них Сашенька передала своё внутреннее состояние. 

Арно Штерн называет такое медитативное рисование "следом". Интересно, что подобные спирали, линии повторяют дети во всём мире. Арно Штерн отмечал в своих исследованиях схожесть графических линий, спиралей в изображениях детей с разных континентов и с разным уровнем культуры. Словно это общие воспоминания Человечества, доступные детям. Обратим внимание, какими грациозными становятся движения Саши, когда вдруг меняется суть рисования. Это яркий момент, когда девочка уходит от Смысла рисунка в сам Процесс рисования. Именно эта перемена дарит игроку в краски свободу и лёгкость. 

Человек погружается в глубины собственного "Я". Неосознанно, через творческий "след" в цвете и линиях рисующий выплёскивает на лист весь спектр своих эмоций и внутренних переживаний. 

Ваня, шахматы и морские звезды 

Шахматы... Любимая игра Вани. Мы теперь все играем в шахматы благодаря Ванюше! Прекрасные изображения шахмат получились у Ванечки. Аккуратно, лаконично и точно. Но мне так хотелось, чтобы мальчик раскрылся в цвете! 

Лиза рисует для себя

Красивое сочетание тёмно-шоколадного оттенка с голубым, нежно - изумрудным. Последний оттенок неожиданно перетекает на второй рисунок. Нежно - изумрудный плавно сливается с васильковым голубым цветом... Сегодня у Лизы случилось настоящее погружение в себя, свободное рисование без оглядки на мнение окружающих. 

Я заметила, что некоторые дети в групповой игре в краски чувствуют себя более скованными, рисуют для зрителей, а не для себя. Лиза в этот раз точно рисовала только для себя! И это прекрасно. 

Розовый, смешиваясь с голубым, приобретает глубину и сложность. Далее тёмный фиолетовый Лиза смягчает белилами... Это настоящий эксперимент и одновременно медитативное творчество. Две такие разные задачи легко решаются одновременно. Удивительно! Розовый дарит интенсивному фиолетовому ещё больше кротости и нежности. Зефирно-эфирное настроение. 

Белый объединяет все слои работы. Воздушный лиловый оттенок так лёгок и свеж. Лиза возвращается к первому рисунку. Бордовый! Малиновый! 

За внешним спокойствием Лизоньки скрыт мощный творческий темперамент. Над малиновым в контрасте нежнейший изумрудный. Последний аккорд во второй работе: звёздочки и сердечки. 

Обратите внимание: Лиза в авторской кофте. Красивый дизайн. 

Рисую, как хочу! 

Александр быстро залил большой лист одним цветом. Замечу, что при высокой скорости качество и скрупулёзное внимание к мельчайшим деталям сохранились у нашего юного художника. Не осталось ни одного малюсенького белого пятнышка на огромном листе! В этом чёрном нет отрицательного посыла. Он получился у Саши такой бархатный, густой, богатый, таящий множество тайн. Как сама Вселенная. 

В какой-то момент захотелось коснуться руками своего творения, почувствовать его тайны, оставить свой след. Чёрный след на чёрном почти невидим. Как его проявить? Идея! Опускаем руки в белоснежную густую краску и… ладони в синхронном танце создают необыкновенный рисунок и ритм во вновь рождённой Вселенной. Гармония, симметрия, движение, порядок, некая закономерность. Пульсация жизненной энергии. Масса динамичной материи! Рождение Нового мира. 

Алёша в образе Покемона 

Лёша пришёл ко мне в ярком образе Покемона, в светящейся жёлтой шапочке. И рисовать решил именно этот мультяшный персонаж. Лёша улыбался всё время, пока рисовал. Радость кругами расходилась вокруг картины и её создателя. 

В этот раз Лёшенька использовал для прорисовки мелких деталей маленькие кисти. А раньше брал только большие. Удивительно, как образ потребовал от юного игрока сосредоточенности и предельной аккуратности. Алёша даже блики света в глазах нарисовал! 

В этой работе наш художник щедро брал самые яркие оттенки: ультрамарин, розовый, тёплый жёлтый, золотую охру, алый, голубой, зелёный! На славу удалась вкусная деталь в лапках Покемона - рожок с мороженым! И Алёша, и я - мы чувствовали себя после этой Игры в краски по-настоящему счастливыми.
#видео наблюдение

Читайте по теме:

Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания

Юлия Ядрихинская

«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.

#чтение #видео наблюдение

Дети-исследователи жизни

Юлия Ядрихинская

Понимание сути исследовательской работы детей с научными монтессори- пособиями - это значимая внешняя сторона деятельности наставника. Истинный монтессори-учитель проходит долгий путь духовного роста, он учится любви, терпению, сдержанности, смирению, учится быть равным своим ученикам.

#видео наблюдение #детский сад #творчество

Новый проект Юлии Ядрихинской

Юлия Ядрихинская

Когда расширяются рамки упражнений с классическим материалом Монтессори, ярче и точнее становятся наблюдения жизни детей, работающих в новой парадигме. Меняется и роль педагога, если заново измерить его уникальность, осознанность и степень креативности. Подхватывая прежде случайно наблюдаемый интерес детей, педагог сам предлагает им некий «заводной» проект и тут же отпускает их в свободное плавание в работе с материалом. Дети увлекаются и можно отойти в сторону со своей видео или фотокамерой, ухватывая объективом наиболее яркие моменты концентрации детского внимания.

#видео наблюдение #русский язык

О первых научных книжечках Ю.И. Фаусек и о детском творчестве

Юлия Ядрихинская

Чтобы сосредоточить детское внимание на одном каком-нибудь предмете, надо, чтобы предмет был выделен из числа других предметов, чтобы рядом с ним не было вещей, отвлекающих детское внимание, чтобы сам предмет содержал в себе элементы, привлекающие и удерживающие это внимание, и чтобы упражнение с этим предметом заключало в себе начало и конец, т.е. определённую и вполне оконченную умственную работу, удовлетворяющую детские усилия. Того же надо придерживаться и при чтении у маленьких детей. Юлия Фаусек

#видео наблюдение

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:

новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Онлайн-программы по монтессори-педагогике →

Учитесь в новом формате! Доступные всем учебные онлайн-программы для родителей, педагогов и нянь. Для знакомства с методом достаточно смартфона или компьютера, домашние задания проверяет эксперт.