Как наблюдать жизнь детей? Что записывать в дневниках наблюдений?
Много лет назад - еще в начале прошлого века - итальянка Мария Монтессори поняла, что для наблюдения жизни детей, про которых нам только кажется, что мы их понимаем, нужна определенная система воспитания, нужен специальный научный метод на грани педагогики и психологии. Она предложила миру новую педагогику, связанную с современной наукой, хотя и не принимающую исключительно данные «позитивной психологии».
«Мой метод — это, в сущности, и есть экспериментальная наука, поскольку строится на экспериментировании, наблюдении, изучении, открытии новых явлений, их воспроизводстве и использовании». М. Монтессори
Вот какие параметры жизни детей предлагала наблюдать и записывать в Дневниках наблюдений Мария Монтессори в 1916 году. Приводим их по второму тому ее трудов.
Работа
- Отметьте, когда ребенок начинает усидчиво заниматься работой.
- Какой работой и сколько времени он занимается, сколько раз повторяет то же упражнение.
- Индивидуальные склонности к разным видам деятельности.
- Чем занимался ребенок в течение дня и сколько времени.
- Есть ли у него периоды повышенной работоспособности, сколько дней они длятся.
- Как он проявляет потребность в успехе.
- Сохраняет ли он сосредоточенность, несмотря на внешние помехи, отвлекающие его внимание.
- Принимается ли он снова за работу после того, как его отвлекли.
Поведение
- Отметьте состояние порядка и беспорядка в действиях ребенка. Его беспорядочные действия.
- Отметьте изменения в поведении в период развития феномена сосредоточенной работы.
- Отметьте, устанавливается ли порядок в действиях ребенка, есть ли приступы радости, состояние доверия к окружающим, проявления возбуждения.
- Как ребенок реагирует на успехи одноклассников.
Послушание
- Откликается ли ребенок, когда его зовут.
- Отметьте, когда ребенок начинает участвовать в общей интеллектуальной работе.
- Отметьте, когда ребенок начинает откликаться на зов.
- Отметьте, когда ребенок начинает слушаться приказаний.
- Отметьте, когда ребенок начинает слушаться с желанием, радостно.
- Отметьте связь послушания с а) развитием работоспособности, б) изменениями в поведении.
Позиция учителя
Позиция учителя в группе естественная, спокойная. Он как бы живет сам по себе своей жизнью: варит кофе, протирает пыль, поливает цветы, что-то записывает в блокнот. Но в то же время он магнит, притягивает детей. И он помощник и защитник. Он пожалеет, он обнимет, он поможет надеть фартук, разобраться с игрой. Он читает книжку и говорит со всеми о житье-бытье, он беседует о детях с мамами и папами… Он хозяин этого доброго дома со всем, что из его «должности» следует.
График свободной работы Шарлотты (3 года, 2 месяца)
Первая часть
График свободной работы Шарлотты (3 года, 2 месяца)
Вторая часть
Конец ноября 1993 года. Международный курс АМИ в Академии развивающей реабилитации в Мюнхене (Германия). Из тетради наблюдений Е. Хилтунен в детском саду Монтессори на Blutenburg Str.
Читайте по теме:
Просто любить детей и помогать им недостаточно. Юлия Ивановна Фаусек о наблюдениях и дневниках
Детский сад (Casa del Bambini) по системе Монтессори является прекрасной и, по моему мнению, единственной в настоящее время школой для наблюдений над детьми дошкольного возраста. Руководительница в таком детском саду является гораздо больше наблюдательницей, чем преподавательницей. Юлия Фаусек
Понимать смысл прочитанного. Карточки-приказания
«Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, - вот основа нашего метода» М. Монтессори.
Графики наблюдения свободной работы детей Анны Марии Маккерони
Хочу рассказать о графиках, потому, если хорошо освоить методы работы с ними, они могут принести большую пользу. Графики демонстрируют процесс развития ребенка. Наблюдение для многих, действительно, большой секрет. Часто хотелось бы вмешаться, но стоит немного подождать, и все решится без участия педагога.
Домашние наблюдения из Дневника Марины Шурановой. Часть 1
Мне захотелось вести дневник наблюдений за поведением моей маленькой дочки после того, как я отучилась на курсе «Основы педагогики Марии Монтессори» в Институте Детства Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. Вернулась домой в Красноярский край и совершенно другими глазами посмотрела на мою Еву и ее двоюродного братика Сашу. И, кроме того, я была переполнена энтузиазмом наблюдать за развитием детей, хотелось поскорее приступить к делу. Я попросила делать комментарий к дневнику Елену Александровну Хилтунен, которая вела многие наши учебные занятия в Питере. И вот что у нас получилось.